Семинар-практикум для педагогов ДО
«Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников».
Цель: повысить знания педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников.
I часть. Информационная.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего семинара – практикума «Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников».
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе образования. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства.
Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и в других учебных учреждениях, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.
Вопрос к педагогам : Как Вы думаете, что нам нужно для этого знать, что бы проводить целенаправленную работу в данном направлении?
Сегодня на нашем семинаре мы повторим цели и задачи, условия, а так же формы и методы работы с детьми по патриотическому воспитанию детей.
В детском саду в образовательную программу дошкольного образования входит рабочая программа воспитания. Где прописаны цели, задачи, содержание и целевые ориентиры по патриотическому воспитанию детей.
Цель патриотического направления воспитания, в основе лежит ценности «Родина» и «Природа»- содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца, ответственного за будущее свой страны.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает :
• Формировать «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере)
• Формировать «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины)
Воспитывать «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом)
Практическая часть:
Сейчас мы с вами поработаем с содержанием рабочей программы воспитания :
Вопрос к воспитателям : в каких образовательных областях решаются задачи по патриотическому воспитанию детей?
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно – эстетическое развитие.
Какие задачи в рабочей программе воспитания определены в каждой образовательной области?
Социально- коммуникативное: воспитывать ценностно отношение к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям .
Познавательное развитие: приобщать к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов Казахстана.
Воспитывать уважительное отношение к государственным символам (флагу, гербу, гимну.
Художественно- эстетическое развитие: приобщать к традициям и великому культурному наследию российского народа.
Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство.
А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:
Основными принципами реализации патриотического воспитания являются :
систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей
Принцип историзма.
Реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений, событий.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родной области с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т. п. .
Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства, которые создают развернутую картину действий и результатов.
Принцип доступности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Вопрос для воспитателей :
Какие условия должны быть созданы в детском саду для решения задач по патриотическому воспитанию дошкольников?
Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в данном направлении.
Что для этого нужно делать воспитателю : ( Участвовать в методических мероприятиях: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп, заниматься самообразованием)
2. Создание предметной развивающей среды.
Что может быть в центре патриотического воспитания в группах младшего дошкольного возраста?
(наглядность ориентированная на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом)
В группах старшего дошкольного возраста?
(Центр патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой)
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
(Как вовлекать родителей в образовательный процесс)
Вопрос воспитателям :
Через какие виды детской деятельности можем решать задачи по патриотическому воспитанию детей?
-тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, развлечения, народные праздники, игровая деятельность, экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность, организация труда детей, проектная деятельность.
Задачи по патриотическому воспитанию решаются и в организованной деятельности воспитателя с детьми (занятия, и в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности и в режимные моменты.
Вот мы с вами повторили основные аспекты патриотического воспитания детей.
Патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста не может заниматься человек, который сам не является патриотом своей страны. Очень важно, чтобы педагог с интересом и любовью относился к тому месту, где он живет, знал историю и особенности традиций своего края, ценил его культуру и уважал местные обычаи. Об этом замечательно говорил академик Д. С. Лихачев: «…без корней в родной местности человек похож на иссушенное растение перекати – поле».
II часть. Практическая. Предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре.
Цель деловой игры:
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по патриотическому воспитанию.
Ход игры:
Звучит песня «Отаным»
Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры поделиться на две команды (использую чудесный мешочек с красными и синими кубиками). За правильно выполненное задание команда получает часть пазла, который нужно будет собрать в единую картинку. Приглашаю вас отправиться в путешествие.
Станция № 1. Эрудиты
Вопросы к I команде, ко II команде
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
2. Символ государства (Флаг.)
Станция № 2 Экологическая
Ведущий:
- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Задание:
- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишние с …». Задания находятся в конвертах.
1. Исключите птиц, которые не водятся в Казахстане: дятел, киви, сова, попугай, тукан, страус, соловей, фламинго, лебедь, павлин, цапля, аист, колибри.
2. Исключите животных, которые не живут в Казахстане: ягуар, жираф, панда, слон, лев, лиса, заяц, лось, волк, белка.
.
Станция № 3 Игровая
Ведущий - С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. – Воспитателям предлагается поиграть в подвижную игру: «Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Придумайте в какую игру с детьми можно поиграть с пояском.
Станция № 4 Смекалистых
Ведущий:
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
- Предлагаем командам-участницам вспомнить пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова в конверте своего цвета:
1. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Человек без Родины, что земля без семени.
(Раздаются карточки с тексом современных пословиц).
На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.
Станция № 5Душевная
Патриотизм – любовь к Родине, преданность к ней, стремление защитить ее от врагов своими телами, служить её интересам – чувство великое, необходимое. Эта любовь во все века проявляется в ее готовности защищать, не жалея жизни своё Отечество.
Многие из тех, кто защищал Родину, ушли из жизни. Но память о них не померкнет в веках. Именно они тогда защищали нашу Родину для нашего с вами благополучия. А в этом тяжелом бою им помогали автомат, танк и песня.
Песня нужна была всем, даже тем, кто ждал солдат с войны. Они вселяли надежду, что их близкие родные вернуться живыми, здоровыми.
- Предлагаю песенный блиц-турнир. Каждая команда должна вспомнить название или строчку из полюбившихся песен о войне и напеть, чтобы заработать, оставшиеся пазлы.
А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился".
Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу, что это значит «Воспитать патриота страны…»
- это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
Команды собирают пазлы (флаг и герб)
3. Обмен мнениями.
V. Завершение. Благодарю всех за активную работу на нашем семинаре. Мы с вами повторили основные аспекты патриотического воспитания дошкольников.