Разработаны на базе Института раннего развития детей Министерства образования и науки Республики Казахстан
Инструкция для консультационных пунктов по организации работы с родителями детей, которые не охвачены дошкольным воспитанием и обучением – Нур-Султан, 2022. - 22 стр.
Рецензенты:
Г.К. Ибрагимова РhD ; Ф.К.Омарбекова заведующая; Ф.К.Бурганова методист.
В пособии даны инструкции по организации консультационного пункта для родителей детей, не охваченных дошкольным воспитанием и обучением. Представленные материалы, которые помогут педагогам дошкольных организаций эффективно организовать работу консультационного пункта. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта
Данная Инструкция рекомендована педагогам дошкольных организаций, на базе которых организованы консультационные пункты, а также для родителей детей не охваченых дошкольным воспитанием и обучением.
Инструкции рассмотрены и рекомендованы Научно- методическим советом Института раннего развития детей МОН РК (протокол № 6 от 27 июня 2022 года).
Институт раннего развития детей, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль института семьи в жизни человека давно стала предметом исследования. Уникальность семьи связана с возможностями выполнения ее основной функции – рождения и воспитания детей.
В семье формируется личность ребенка. Влияние на него всех других общин, социальных институтов корректирует семейное воспитание. Только в семье впервые перед ребенком открывается дверь в большой и удивительный мир. Это зависит от того, как ребенок его воспримет: захватывающий, с открытиями и положительными эмоциями или незнакомым и враждебным..
В семье заложен большой воспитательный потенциал. Его полноценное использование является условием гармоничного роста и развития ребенка, полного формирования его личности.
Воспитательный потенциал семьи сегодня используется недостаточно эффективно и в полной мере, так как у родителей отсутствует образовательная программа, нет четких представлений о возрастных и психических особенностях и потребностях ребенка, они не могут анализировать собственные методы воспитания. В результате частые ошибки, снижающие его эффективность. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к формированию личности ребенка, нарушению социальной адаптации, развитию невротических отклонений.
Сложности родителей во многом связана с недостаточной их квалификацией в области воспитания дошкольников. Современные родители, с одной стороны, очень образованные люди, а с другой, мало знают о педагогике, психологии, физиологии и других областях знаний. На сегодняшний день у родителей с любым образованием очень много вопросов о том, как воспитывать ребенка. Поэтому семья нуждается в помощи в области образовательной деятельности.
Ребенка должны воспитывать не только мама и папа, но и широкий круг людей. Невозможно воспитывать детей изолированно от жизни. У ребенка должно быть место для активности. Если этого не произойдет, то воспитание вряд ли будет эффективным.
На сегодняшний день в различных источниках содержится психолого - педагогическая информация для родителей (законных представителей): интернет, периодическая пресса, теле- и радиопрограммы, научно- популярная литература в силу их доступности, информативности, наглядности. Но их недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи, ребенка, напрямую ответить на вопрос каждого конкретного родителя (законного представителя).
В этом вопросе более компетентны специалисты дошкольных организаций. Они могут напрямую общаться с родителями, получать от нмх
«обратную связь», следить за развитием ребенка.
В настоящее время успешно развиваются следующие формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания детей при
дошкольной организации, центры медико-психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим ребенка на дому, и т.д. Появившиеся формы призваны активно способствовать развитию ребенка и помочь семьям в получении квалифицированной помощи специалистов в области дошкольного образования. Кроме того, новые формы ориентированы как на семьи, дети которых регулярно посещают детский сад, так и на семьи, где дети не посещают детский сад.
Одной из таких новых форм является организация консультационных пунктов при дошкольной организации. Консультационные пункты создаются с учетом потребностей родителей в целях социально-педагогической поддержки семьи и воспитанника для родителей, дети которых не охвачены дошкольным воспитанием и обучением. Форма консультации не является новой для детских садов. Одной из традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи является консультирование воспитателями родителей (законных представителей). В практике работы дошкольной организации воспитатели консультируют на основе запросов родителей или с учетом особенностей развития детей. Также, родителей (законных представителей) детей могут проконсультировать и другие специалисты детского сада (методист, психолог, логопед, дефектолог и др.) по тому или иному вопросу.
Консультационные пункты предназначены для оказания психолого- педагогической помощи родителям, не имеющим возможности постоянно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в дошкольной организации, а также для содействия гармоничному развитию детей.
Работа таких пунктов для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, осуществляется на базе дошкольных организаций, методических центров.
Цель инструкции является оказание помощи родителям детей, не охваченных дошкольным образованием.
Данный материал является инструкцией для педагогов дошкольных организаций, на базе которых оргнаизованы консультационные пункты, а также для родителей детей не охваченных дошкольным воспитанием и обучением.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ
ПУНКТОВ
Общее положение
Консультационный пункт для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, на охваченных дошкольным воспитанием и обучением, организуется на базе дошкольных организаций и является структурным подразделением организации дошкольного образования, реализующего Типовую учебную программу дошкольного воспитания и обучения.
Консультационные пункты являются одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Деятельность Консультационного пункта для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, на охваченных дошкольным воспитанием и обучением, осуществляется на безвозмездной основе согласно договору о взаимных обязательствах дошкольной организации и родителей (законных представителей) (приложение 1).
Цели и задачи функционирования Консультационного пункта
Работа Консультационного пункта для родителей (законных представителей) направлена на реализацию принципов государственной политики в области образования, обеспечение помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Цель: предоставление консультационной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Основными задачами являются:
Организация деятельности Консультационного пункта
В рамках деятельности консультационного пункта осуществляется:
Основными формами деятельности Консультационного пункта является предоставление необходимых индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей (законных представителей), организация заочного консультирования по письменному обращению, организация лекториев, теоретических и практических семинаров для родителей (законных представителей), предоставление консультаций и методических рекомендаций посредством размещения на сайте дошкольной организации, диагностические обследования дошкольников специалистами детского сада.
Консультационная работа с семьями строится на основе интеграции деятельности специалистов: руководителя, методиста, воспитателя, медицинского работника, психолога, логопеда и других специалистов.
Количество специалистов, привлеченных к работе в Консультационном пункте, определяется видом дошкольной организации, его кадровым составом.
Для фиксирования деятельности консультационного пункта необходимо ведение следующей документации:
График работы консультационного пункта утверждается руководителем дошкольной организации.
Управление и руководство Консультационным пунктом
Непосредственное руководство Консультационным пунктом осуществляется руководителем дошкольной организации.
Руководитель дошкольной организации определяет должностные (функциональные) обязанности каждого работника консультационного пункта.
Права и обязанности участников педагогического процесса Консультационного пункта
Участниками педагогического процесса, осуществляемого в Консультационном пункте, являются дети, родители (законные представители), педагоги дошкольной организации.
Педагоги консультационного пункта обязаны:
Родители (законные представители) обязаны:
Приложение 1
ДОГОВОР
о взаимных обязательствах дошкольной организации
№ и родителей (законных представителей) детей
№
« » 20 г. Дошкольная организация № , в лице заведующего детским садом , с одной стороны, и матерью (отцом, лицом, их заменяющим)
именуемой в дальнейшем «Родитель», ребенка
с другой стороны, заключили Настоящий договор о следующем:
Заведующая ДО № ФИО
М.П.(подпись)
« » 20 г. |
ФИО родителя (законного представителя)
Адрес / (подпись) « » 20 г. |
Приложение 2
Журнал учета обращений родителей (законного представителя) в консультационный пункт специалистами
(наименование дошкольной организации)
№ п/ п |
Дата, время проведения консультаци и |
Тема консультаци и |
Форма проведения консультаци и |
Ф.И.О. консультанта , должность |
Рекомендации, данные в ходе консультировани я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
Пояснительная записка |
14 |
2 |
Инструкция по организации консультационных пунктов |
16 |
3 |
Приложение |
19 |