КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ "ДОСТЫҚ" БАЛАБАҚШАСЫ КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ       ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ

Инстаграм

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«ТРИЗ негізіндегі мектеп жасына дейінгі балалардың сөйлеуін дамытуға арналған ойындар» семинары

Практикум «Игры на развитие речи дошкольников младшего возраста на основе -ТРИЗ»

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, необходимо учитывать особенности развития речи детей этого возраста,шаги становления речевой деятельности (вслушивание, сопоставление звуков, подражание, активные действия со словами).

Для того чтобы развивалась речь детей, становилось понятной для окружающих, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки, правильно воспроизводить их в слове.

Развитие происходит в активных действиях. А что может быть активней игры! Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух, малыши стремятся приблизить, «подогнать» свое произношение к произношению окружающих.

В своей работе я использую разные виды игр развивающих речь детей, литература и фольклор помогают в создании игровых сюжетов, пальчиковая гимнастика, игры, развивающие мелкую моторику, также способствуют развитию речи.

Активная речь детей развивается в процессе общения в различных видах деятельности. Но именно игровая деятельность является наиболее эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста. Приведу примеры некоторых игр, способствующих развитию речи.

Игры с использованием предметов, игрушек, картинок.

«Найди картинку»

Цель: Способствовать усвоению существительного с обобщающим знанием - игрушки, развивать умение сопоставлять предмет с изображением на картинке.

Оборудование: Игрушки, картинки с изображением игрушек.

Описание: Воспитатель раскладывает на столе игрушки и картинки с их изображением. Он предлагает каждому ребёнку взять какую-либо игрушку, назвать её, а затем найти картинку с её изображением. Можно использовать зачин: «На игрушку посмотри и картинку подбери».

«Мы с игрушками играем»

Цель: Учить детей слушать задания воспитателя и выполнять их. Расширять словарный запас глаголами, расширять пространственное восприятие.

Оборудование: Игрушки

Описание: Педагог раздает детям игрушки и читает стихотворение, сопровождая его соответствующими действиями. Малыши повторяют движения воспитателя.

Мы с игрушками играем,

Мы их вверх поднимаем,

Мы их вниз отпускаем,

Мы их вверх поднимаем,

Мы их вниз отпускаем.

Мы идем, идем, идем

И в корзинку их кладем.

Игры, развивающие пространственное восприятие.

«Прокатим зверюшек»

Цель: Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Развивать пространственное восприятие. Учиться сопровождать игру речью.

Оборудование: Игрушки: машина, медведь, обезьяна, заяц и другие звери.

Описание: Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли зверюшки, которые ни разу не катались на машине. Он предлагает ребятам прокатить их. Дети сажают зверей в машину, а воспитатель произносит стихотворение, одновременно совершая описываемые в нем действия. Педагог проговаривает текст несколько раз, побуждая детей к его повторению и заучиванию.

Мы машину прикатили

И зверюшек посадили.

Мы поехали вперёд,

Мы поехали назад.

Мы поехали вперёд,

Мы поехали назад,

Вот так, вот так,

Вот так, вот так.

Повернули вдруг

И объехали круг.

Педагог указывает на какую-либо игрушку и спрашивает, кто едет в машине. Дети отвечают: «В машине едет мишка (зайка, обезьянка)»

«Где предметы?»

Цель: Закреплять знание детей по теме «Предметы труда». Ввести в пассивный, а по возможности в активный словарь наречия высоко, низко, далеко, близко. Учить детей заучивать четверостишие; сопровождать игру речью. Развивать пространственное восприятие.

Оборудование: Предметы труда, шкаф с полочками.

Описание: Воспитатель раскладывает предметы в соответствии с содержанием четверостишия: карандаш кладет на верхнюю полку, кисточку - на нижнюю, линейку на стол, лопату ставит в угол. Педагог проговаривает текст, жестом указывая на каждый предмет. Затем дети повторяют четверостишие несколько раз вместе с воспитателем.

Карандаш высоко,

Кисточка низко,

Лопата далеко,

А линейка близко.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия. Всё это формируется у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.

В своей педагогической деятельности мы зачастую сталкиваемся с такой проблемой, что у современных дошкольников :

• монологическая речь плохо развита;

• небольшой опыт рассказывания текстов;

• недостаточный активный словарь;

• дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.

В связи с этим, для развития речи детей младшего дошкольного возраста я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приемов ТРИЗ.

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач.

Основная задача ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

Основная цель ТРИЗ - технологии – формирование у детей креативного мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях своей деятельности.

ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, перед ошибками, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

Значимость технологии заключается в разработке путей, методов и средств для развития речи, творческого воображения и мышления в соответствии с возрастными особенностями детей.

Методы технологии ТРИЗ :

• обучение детей творческому рассказыванию по картине;

• работа с противоречием;

• обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок;

• обучение детей созданию образных характеристик объектов;

• обучение детей сочинительству и словотворчеству;

• обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

• обучение детей составлению загадок.

Актуальность представленной технологии заключается в формировании у детей умения видеть многогранность окружающего мира, его противоречивость. В закономерности развития и качественного изменения процесса речевого развития детей, изобретательской смекалки, творческого мышления.

Дидактические принципы:

• Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

• Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

• Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

• Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

• Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Как показал опыт работы с детьми, традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказам своих сверстников. В связи с этим я считаю, что методические приемы и принципы данной технологии способствуют развитию у детей инициативы, самостоятельности, творческого воображения.

На начальном этапе рассказывания для определения объектов на картине используем прием «подзорная труба».

Далее используется прием «вхождение в картину», он дает возможность воспринимать картину через разные органы чувств.

Игра: «Подзорная труба» способствует упражнению детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Так же это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентиры.

Прием «вхождение в картину», тут дети «входят» в пространство картины и с помощью волшебников «Я слышу», «Я ощущаю», прислушиваются, вдыхают запахи, отражают возможные ощущения в речи.

Следующая составляющая технологии ТРИЗ – работа с противоречиями.

Работа с противоречием.

Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например один и тот же объект хороший и плохой (герой мультфильма кому-то понравился, а кому-то нет, большой и маленький (сосулька сначала маленькая, а потом большая, горячий и холодный (утюг - подошва горячая, а ручка холодная).

Решаем противоречия при помощи игр: «Скажи об одном предмете много», «Теремок», «А что, если…», «Если бы ты попал в сказку», «Волшебная палочка – уменьшалка или увеличивалка».

Обучение детей созданию образных характеристик объектов.

Технология обучения детей составлению сравнений:

• называется какой-либо объект;

• обозначается его признак;

• определяется значение этого признака;

• сравнивается данное значение со значением признака в другом объекте.

Например:

• цыпленок (объект №1);

• по цвету (признак);

• желтый (значение признака);

• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).

Находясь на прогулке, я предлагаю детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Помогаю ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице такой же прохладный, как воздух в холодильнике".

Данная работа может проводиться в любом виде деятельности, для активизации полученных знаний и навыков.

Рассказывая о предмете одной из главных задач – это назвать признаки этого предмета. Дети нашего возраста нуждаются в опорных схемах и подсказках, они могут испытывать затруднения и назвать не все значения признака.

Для облегчения и помощи детям можно использовать схемы и картинки – подсказки

Технология обучения детей составлению загадок.

С детьми своей группы я использую три основных модели составления загадок.

Как говорилось выше, я использую в своей работе схемы и таблицы. Более актуальны они во время обучения детей составлению загадок.

На начальном этапе работы отгадка уже известна и детям нужно подобрать признаки, а к каждому признаку подобрать другой объект обладающий таким же признаком. Не стоит забывать, что признаки и связующие слова подбираются в соответствии с возрастом и особенностями развития детей.

По схемам с картинками дети самостоятельно могут составить загадку. Важную роль здесь имеет предварительная работа.

Обучение детей составлению загадок очень сложный и кропотливый процесс, тем более в столь юном возрасте. Поэтому данная работа построена иначе, нежели в группах старшего дошкольного возраста. Первый этап работы это ознакомление, сначала детям нужно все рассказать и объяснить, почему именно так. Принцип построения загадки повторяется несколько раз, в разные дни и только после этого дети могут самостоятельно ее сформулировать (с небольшой помощью воспитателя).

В работе с загадками прослеживается закономерность, чем больше ребенок знает о предмете, тем ему проще составить о нем загадку. Поэтому повторюсь, что предварительная работа это очень важная составляющая.

Работая с детьми по ТРИЗ – технологии, педагогам и родителям будет очень полезна книга Аллы Нестеренко «Страна загадок».

Книжка состоит из трех частей. В первой части рассказано о том, как научиться самому и научить ребенка не бояться проблем. Во второй – во что можно поиграть с детьми между делом. Третья часть предлагает изучить способы познания и изменения мира через загадки.

Еще один метод данной технологии – это составление сказок. Самый любимый у детей.

Составление сказок с помощью метода "Каталога".

Цель: обучение ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Примерная цепочка вопросов

Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

Прелесть данного метода в том, что здесь не может быть неправильного ответа, абсолютно любая развязка верна. В силу возраста детей, на первых этапах работы все вопросы сопровождаются иллюстрациями (как примеры) для тех, кто затрудняется. Дети с более развитой речью и умственными способностями используют свои ответы и могут обойтись без иллюстраций. Данная работа на столько полюбилась детям, что они не умея читать рассказывают друг другу сказки опираясь на картинки в книгах. Теперь любая сказка с грустным концом может закончиться хорошо для всех героев.

Работая с детьми не стоит забывать и о взаимодействии с родителями. За период работы по данной теме мной были подготовлены следующие материалы:

Папка – передвижка: «Развивающие игры ТРИЗ».

Буклет: «Технология ТРИЗ в речевом развитии детей».

Картотека дидактических игр с применением технологии ТРИЗ и др.

В заключении хотелось бы еще раз отметить что, ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки…

Например: когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ. Во время прогулок можно использовать приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д.

ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.

Педагог не дает детям готовую информацию, а учит её находить.

Т. к речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности можно использовать элементы ТРИЗ – технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь.

В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость развивается речь и логика мышления.

Вывод:

Методы данной технологии позволили мне успешно решить многие задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказывать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируется умение слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодиться ребенку в дальнейшем.

 

 

Жаңартылған күні: 16.04.2024 14:45
Құрылған күні: 16.04.2024 14:50

Текст