Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста.
Ранний возраст в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом. В это время развиваются сенсорные и моторные функции , эмоциональная сфера , ориентировочно познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
По данным мировой статистики в настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У данной категории детей в анамнезе имеется отягощённый перинатальный период , связанный с неблагополучным течением беременности и родов у матери . Наиболее часто неврологический статус этих детей обусловлен следующими диагнозами : минимальная мозговая дисфункция ,перинатальная энцефалопатия. В связи с этим, данная категория детей в современной дефектологической науке называется «группой риска».
Под причинами задержки речевого развития понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства , и без которых последнее не может возникнуть.
Задержку речевого развития вызывают разные причины.
Кратко охарактеризуем основные причины нарушений речи:
1.Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушениям развития плода. Наиболее грубые нарушения речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель, до 4 месяцев. Возникновению речевых нарушений способствуют: токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы , несовместимость крови по резус фактору и др. При этом поражаются подкорковые отделы мозга , слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха. При внутриутробных поражениях головного мозга отмечаются наиболее тяжёлые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития
( слуха, зрения, опорно - двигательного аппарата ,интеллекта).
2. Ведущее место в пренатальной патологии нервной системы занимают родовая травма и асфиксия. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватить и речевые зоны коры головного мозга, что влечёт за собой различные нарушения коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур , обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения звукопроизносительной её стороны , т.е . дизартрия.
3. Различные заболевания в впервые годы жизни ребёнка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые нарушения различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфикционно - вирусные заболевания,
менинго -энцефалиты и раннее желудочно кишечные расстройства.
4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5. Наследственные факторы . В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6. Неблагоприятные социально бытовые условия , приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или неправильным речевым окружением ( глухонемые родители или родители с нарушениями речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из за различных тяжёлых заболеваний) отстают в развитии речи.
Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым , проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу . Ребёнку не достаточно слышать звуки окружающего мира ( радио, телевизор, магнитафон), ему необходимо слышать звуки речи.
Неблагоприятные условия – отсутствие эмоционально положительного окружения , сверх -шумное окружение –задерживают развитие речи ребёнка.
Речь развивается по подражанию, по этому некоторые речевые нарушения
( нечёткость произношения , заикание, нарушение темпа речи и т. д.) могут иметь в своей основе подражание.
Речевые нарушения возникают часто при различных психических травмах
( испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.) это задерживает развитие речи, а в ряде случаев , особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка психогенные речевые расстройства : мутизм ,невротическое заикание . На развитие речи ребёнка оказывают неблагоприятное воздействие такие факторы ,как общая физическая слабость, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушения обмена веществ. Весь период речевого развития от 1 года до 6 лет считается сензитивным , т.е. особо чувствительным , как к восприятию речи окружающих , так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды.
Выделяют три периода повышенной ранимости нервных механизмов речевой деятельности, в эти периоды существует риск возникновения нарушений её функций даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей . В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств . Если в сензитивный период развития речи организм ребёнка претерпевает влияние каких либо вредоносных воздействий , то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи ( нарушение речевого общения со взрослыми людьми, потеря слуха и т.п. ), либо вследствие появления новых « вредоносных» факторов ( резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребёнка , смена языковой среды и т.п.).
В процессе развития ребёнка отмечаются достаточно ограниченные по времени гипер- сензитивные фазы. Первая фаза относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет.
Гиперсензитивность этой фазы сводится , с одной стороны, к тому , что адекватное речевое общение взрослого с ребёнком позволяет ребёнку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой – недостаточное речевое общение со взрослым соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в «забывании» тех слов , которыми ребёнок уже владел, и даже в остановке речевого развития.
Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трех лет ( 2,5, 3,5 года).
Это период , когда ребёнок активно овладевает развёрнутой фразовой речью. То есть в это время ребёнок делает переход от несимволической к символической вербализации ( от конкретных к отвлечённо обобщённым формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.
В этот период речь самого ребёнка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребёнка трёх лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами , инициативно подключая взрослого в обращение с собой. Любые , лавным образом психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития ( задержку речевого развития), но и привести к нарушениям речи ( заикание ).
Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста . В этот период у ребёнка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь . Ребёнок в этом возрасте , с одной стороны , крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых , с другой – психические стрессы могут привести к возникновению речевого нарушения ( заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.
Критические периоды развития речи играют роль предраспологающих условий , они могут иметь , как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами- генетическими , общей ослабленностью ребёнка , дисфункцией со стороны нервной системы и т.д.
Таким образом, главное вовремя отслеживать речевое и психологическое развитие ребёнка. И своевременно начинать познавательное и речевое развитие у ребёнка. Что бы ребёнок полноценно развивался умственно и пополнялся, развивался словарный запас у ребёнка. И речь была сформированной по возрасту.