КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ "ДОСТЫҚ" БАЛАБАҚШАСЫ КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ       ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ

Инстаграм

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Кішкентай балалардың сөйлеу тілінің бұзылуының алдын алу. Психолог: Степанова Т.А.

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста.

Ранний возраст в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом. В это время развиваются сенсорные и моторные функции , эмоциональная сфера , ориентировочно познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.

По данным мировой статистики в настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У данной категории детей в анамнезе имеется отягощённый перинатальный период , связанный с неблагополучным течением беременности и родов у матери . Наиболее часто неврологический статус этих детей обусловлен следующими диагнозами : минимальная мозговая дисфункция ,перинатальная энцефалопатия. В связи с этим, данная категория детей в современной дефектологической науке называется «группой риска».

Под причинами задержки речевого развития понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства , и без которых последнее не может возникнуть.

Задержку речевого развития вызывают разные причины.

Кратко охарактеризуем основные причины нарушений речи:

1.Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушениям развития плода. Наиболее грубые нарушения речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель, до 4 месяцев. Возникновению речевых нарушений способствуют: токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы , несовместимость крови по резус фактору и др. При этом поражаются подкорковые отделы мозга , слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха. При внутриутробных поражениях головного мозга отмечаются наиболее тяжёлые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития

 ( слуха, зрения, опорно - двигательного аппарата ,интеллекта).

2. Ведущее место в пренатальной патологии нервной системы занимают родовая травма и асфиксия. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватить и речевые зоны коры головного мозга, что влечёт за собой различные нарушения коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур , обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения звукопроизносительной её стороны , т.е . дизартрия.

3. Различные заболевания в впервые годы жизни ребёнка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые нарушения различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфикционно - вирусные заболевания,

менинго -энцефалиты и раннее желудочно кишечные расстройства.

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. Наследственные факторы . В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6. Неблагоприятные социально бытовые условия , приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или неправильным речевым окружением ( глухонемые родители или родители с нарушениями речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из за различных тяжёлых заболеваний) отстают в развитии речи.

Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым , проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу . Ребёнку не достаточно слышать звуки окружающего мира ( радио, телевизор, магнитафон), ему необходимо слышать звуки речи.

Неблагоприятные условия – отсутствие эмоционально положительного окружения , сверх -шумное окружение –задерживают развитие речи ребёнка.

Речь развивается по подражанию, по этому некоторые речевые нарушения

 ( нечёткость произношения , заикание, нарушение темпа речи и т. д.) могут иметь в своей основе подражание.

Речевые нарушения возникают часто при различных психических травмах

( испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.) это задерживает развитие речи, а в ряде случаев , особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка психогенные речевые расстройства : мутизм ,невротическое заикание . На развитие речи ребёнка оказывают неблагоприятное воздействие такие факторы ,как общая физическая слабость, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушения обмена веществ. Весь период речевого развития от 1 года до 6 лет считается сензитивным , т.е. особо чувствительным , как к восприятию речи окружающих , так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды.

Выделяют три периода повышенной ранимости нервных механизмов речевой деятельности, в эти периоды существует риск возникновения нарушений её функций даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей . В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств . Если в сензитивный период развития речи организм ребёнка претерпевает влияние каких либо вредоносных воздействий , то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи ( нарушение речевого общения со взрослыми людьми, потеря слуха и т.п. ), либо вследствие появления новых « вредоносных» факторов ( резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребёнка , смена языковой среды и т.п.).

В процессе развития ребёнка отмечаются достаточно ограниченные по времени гипер- сензитивные фазы. Первая фаза относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет.

Гиперсензитивность этой фазы сводится , с одной стороны, к тому , что адекватное речевое общение взрослого с ребёнком позволяет ребёнку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой – недостаточное речевое общение со взрослым соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в «забывании» тех слов , которыми ребёнок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трех лет ( 2,5, 3,5 года).

Это период , когда ребёнок активно овладевает развёрнутой фразовой речью. То есть в это время ребёнок делает переход от несимволической к символической вербализации ( от конкретных к отвлечённо обобщённым формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.

В этот период речь самого ребёнка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребёнка трёх лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами , инициативно подключая взрослого в обращение с собой. Любые , лавным образом психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития ( задержку речевого развития), но и привести к нарушениям речи ( заикание ).

Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста . В этот период у ребёнка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь . Ребёнок в этом возрасте , с одной стороны , крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых , с другой – психические стрессы могут привести к возникновению речевого нарушения ( заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.

Критические периоды развития речи играют роль предраспологающих условий , они могут иметь , как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами- генетическими , общей ослабленностью ребёнка , дисфункцией со стороны нервной системы и т.д.

Таким образом, главное вовремя отслеживать речевое и психологическое развитие ребёнка. И своевременно начинать познавательное и речевое развитие у ребёнка. Что бы ребёнок полноценно развивался умственно и пополнялся, развивался словарный запас у ребёнка. И речь была сформированной по возрасту.

 

Жаңартылған күні: 06.05.2024 16:55
Құрылған күні: 06.05.2024 16:56

Текст