Консультация для воспитателей
«Роль воспитателя при подготовке детей к праздника»
Подготовка и проведение детского праздника – дело сложное как для музыкальных руководителей так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют свое участие на музыкальных занятиях, считают праздник дополнительной нагрузкой к своей «основной» работе, не проявляют интереса к теме предстоящего праздника, к материалу, который на нем используется, стараются свести свое участие в празднике к минимуму.
Воспитатель должен готовиться к празднику точно так же, как и дети – только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на празднике. А этих сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети (а порой у детей получается лучше!). Только на себе можно понять все тонкости и сложности перестроений в танце,
интонирования при пении, исполнения партий в оркестре.
Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!
Очертим круг и тематику задач, стоящих на утреннике перед каждым ребенком.
1. слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.
2. как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем вставать, что взять, куда положить и др.
3. как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.
4. что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить свое возмущение, как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.
5. что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео – ужас!
Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребенка, но и обязан решать на утреннике еще и свои, «взрослые» задачи.
Задачи воспитателя при проведении утренника.
Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение), танцах (перестроения), оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов); использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).
Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.
Эмоционально-речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.
Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.
Надо признать, что проведение утренника – стресс еще и для взрослого, особенно для того, кто два предшествующих месяца подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителем. Наша задача – избежать стресса.
Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.
1-этап: «воспитатель как ребенок» (первые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя -4 занятия, или 2 часа (это за месяц-то!). Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.
2-этап: «воспитатель как ведущий» (6-7 неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями- перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.
3-этап: «воспитатель как актер» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель – работа над решением собственных сценических, речевых организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.
Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда праздник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.
В идеале утренник должен быть итогом двухмесячных занятий всех специалистов, работающих с детьми данной группы – тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого.