КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ "ДОСТЫҚ" БАЛАБАҚШАСЫ КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ       ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ

Инстаграм

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

"Саусақпен ойнаймыз-сөйлеуді дамытамыз" Воспитатель: Солодовник О.А.

Конспект семинар-практикума для родителей логопедических группы

                                 «Играем пальчиками – развиваем речь»

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.

Задачи:

- Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.

- Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.

  - Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Предварительная работа:

 - Оформление места проведения семинара-практикума.

 - Подготовка сообщения, презентации, памятки.

Оборудование и материалы:

 - Картотека «Пальчиковые игры».

 - Пособия для развития мелкой моторики.

 - Мультимедийная установка.

 - Презентация.

 - Памятки для родителей.

План семинара-практикума.

1. Сообщение темы и немного теории….

2. Беседа с родителями.

3. Показ пальчиковой гимнастики.

4. Игротренинг с родителями.

5. Выставка – презентация пособий для развития мелкой моторики рук.

6. Практическое упражнение для родителей.

7. Выставка – презентация пособий для развития мелкой моторики рук. Представление опыта (родители).

8. Итог.

9. Рефлексия.

Ход семинара-практикума.

1. Сообщение темы и немного теории….

 Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хоу предложить вам принять участие в семинаре – практикуме «Играем пальчиками – развиваем речь».

Мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в общем развитии детей и речевом развитии.

1слайд. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например,

мизинец – сердце,

безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке, органы человека.

2слайд. Когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

3слайд. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

  Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

   Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве…

И конфеты были слаще, и мороженое вкусней…

И сейчас я предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…и вспомнить…

2. Беседа с родителями.

Вопросы:

- Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?

- Занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?

- Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

3.Показ пальчиковой гимнастики.

 4слайд. фото детей – пальчиковые игры

Большую роль в развитии ребёнка играет пальчиковая гимнастика. Она решает множество задач в его развитии:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

 Это - инсценировка каких – либо рифмованных историй при помощи рук.

4. Игротренинг с родителями.

Воспитатель: Представим на минуточку себя на месте малыша и поиграем…

 Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки).

«Я с игрушками играю»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

«Пирожок»

Пирожок слепили, (наискосок «шлепаем» ладошку об ладошку)

Даше. хлопок

Пирожок слепили, (наискосок «шлепаем» ладошку об ладошку)

Саше. хлопок

Пирожок слепили, (наискосок «шлепаем» ладошку об ладошку)

Маше. хлопок

Пирожок слепили, (наискосок «шлепаем» ладошку об ладошку)

Паше. хлопок

Ну, а этот пирожок, (наискосок «шлепаем» ладошку об ладошку)

Кот Василий уволок. хлопок

«Ёжик»

Ёжик маленький замёрз, (пальцы собраны в замок и выпрямлены)

И в клубок свернулся, (убрать «иголки», прижав пальчики)

Солнце ёжика согрело,

Ёжик развернулся. (поднять пальчики)

Воспитатель: Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках.

Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

«Божья коровка».

 Божья коровка, черная головка, (сжимаем кулачок и оттопыриваем большие пальцы)

 Улети на небо. (машем ручками)

 Принеси нам хлеба, (сжимаем горсточки и вытягиваем их вперед)

 Черного и белого, (показываем вправо и влево)

 Только не горелого. (грозим пальчиком)

«Как у нашего кота»

Как у нашего кота (ладошки как ушки над головой)

Шубка очень хороша (гладим ладошками плечи, руки)

Как у котика усы (покрутить пальчиками спирали)

Удивительной красы, (гордо распрямиться)

Глазки смелые, (показать пальчиками глазки)

Зубки белые. (показать пальчиками улыбку)

Воспитатель: Также можно рассказать сказку с помощью пальчиков.

 Сказка «Курочка Ряба»

 Жили-были дед (обвести двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

и баба изобразить, как завязывают под подбородком уголки платка).

И была у них курочка Ряба (для детей младшего возраста постучать указательным пальцем по столу, а детям постарше показать пальчиковое упражнение «Курочка»),

Снесла курочка яичко (округлите пальцы и соедините их кончики).

Да не простое а золотое,

Дед бил, бил (постучите кулаком по «яичку») - не разбил.

 Баба била, била (стучите кулаком по «яичку») - не разбила.

Мышка бежала (для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка» ),

Хвостиком махнула (помашите указательным пальцем), яичко упало и разбилось (уроните расслабленные руки на колени).

Дед плачет (закройте лицо руками).

Баба плачет (закройте лицо руками).

А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики) другое, не золотое, а простое.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

«Обезьянки»,

На зеленой на полянке, (растираем ладошки между собой)

Дружно скачут обезьянки. (шевелим пальчиками)

А потом они устали, (шевелим пальчиками)

И на травку все упали. (сжимаем кисти в кулак)

 «Ежиная щекоталка»

Бежит ежик по дорожке, («бежим» пальчиками от локтевого сгиба к ладошке)

Схватим мы его за ножки. (обхватываем пальчики)

Просит ежик: - Отпусти, (слегка оттягиваем пальчики вверх)

- И меня пощекочи! (ласково щекочем ребеночка)

Игра «Девочки и мальчики»

Озорные пальчики, (быстро «шевелим» пальчиками)

Девочки и мальчики. (собираем пальчики кулачок)

Это раз – у нас Катюша,

У нее весь нос в веснушках. (поднимаем большой палец в вверх)

Это два – у нас Андрюшка,

У него в руках хлопушка. (поднимаем в вверх указательный палец)

Это три – у нас Маришка,

Озорная шалунишка. (поднимаем в вверх средний палец)

А четыре – рыжий Гришка. (поднимаем в вверх безымянный палец)

Ну а пятая малышка,

Это девочка Иришка. (поднимаем в вверх мизинчик)

5слайд. Выставка - презентация пособий для развития мелкой моторики рук.

Воспитатель: Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами - куклы би-ба-бо, пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы. В своей работе с детьми мы применяем пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание цветных палочек, карандашей, геометрических фигур; нанизывание бус;

цветные шнурки; игры с пробками.

6. Практическое упражнение с родителями.

Предлагаем Вам ряд игр с такими предметами.

Воспитатель: Предлагаем Вам ряд игр с такими предметами.

 Например, со счетными палочками. Нужно выложить из счётных палочек какой-нибудь предмет. (Родители выполняют и рассказывают, что у них получилось)

Игровая ситуация «Кукла с бусами»

Маша в гости собиралась,

Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела,

Долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша,

До чего же хороша!

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише, Машенька, не плачь!

(Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее)

Воспитатель: Оказывается нелёгкая задача. Представляете, каково же малышам… Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребёнком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться. И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.

Следующая игра - с пуговицами:

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. (Родители выкладывают рисунок на любую тематику). Дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать, как нанизывание бус.

Мы предлагаем вам оказать нам помощь и принести в группу пробки от бутылок и пробки с горлышком для изготовления пособий для детей.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

 Игры – шнуровки

Воспитатель: Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками (показ). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

 7. Выставка - презентация пособий для развития мелкой моторики рук . Представление опыта (родители)

Воспитатель: Я думаю, у нас есть родители, которые могли бы поделиться с нами своим опытом развития мелкой моторики рук у детей. (Родители делятся опытом).

8. Итог.

Воспитатель: Все эти игры (Это – разнообразные шнуровки, игры на застёгивание и расстёгивание, дидактические кубы, разнообразные вкладыши, матрёшки, пирамидки, кубики, конструкторы, мозаики и т.п.) нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребёнка процессу шнурования, пристёгивания и т. п. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна. Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны.

Все показанные нами игры помогают в каждодневной работе с детьми в реализации поставленной задачи: использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития детей раннего возраста.

Воспитатель: Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

4.Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6.У ребенка развивается воображение и фантазия.

7.Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыка письма.

Но есть одно правило: ВСЕ ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ ДОЛЖНЫ ПРОИГРЫВАТЬСЯ ПОД ПРИСМОТРОМ СО ВЗРОСЛОГО.

 На этом можно закончить наш семинар, но ещё раз хочу напомнить о том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

И на память о нашем семинаре, я хотела бы раздать вам памятки с подборкой игр.

Большое спасибо за активное участие!

9. Рефлексия.

 Выберете на столе кирпичик, который Вам больше подойдет и приклейте на домик. Красный – «Я получил(а) много полезной информации о развитии речи и мелкой моторики, буду использовать ее в воспитании своего ребенка»;

Желтый – «Было интересно, может быть я чем-то воспользуюсь»;

Коричневый – «Бесполезная трата времени, я ничего нового не взял(а) для себя».

Памятки для родителей

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата.

Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируйте собственную увлеченность игрой.

При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причине отказа, если возможно, ликвидируйте ее (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Придерживаясь этих простых рекомендаций, вы со своим ребенком отправитесь в веселое, увлекательное и полезное путешествие в мир пальчиковых игр, которое поможет развить ловкость и точность рук.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

1. Упражнения с массажным шариком, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

4. Организуйте игры с пластилином, тестом.

5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).

8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

10. Запускайте пальцами мелкие волчки.

11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

12. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жаңартылған күні: 06.05.2024 17:28
Құрылған күні: 06.05.2024 17:28

Текст