Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического
здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Основная задача нашего детского сада – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав
ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системноорганизованная совокупность программ, приёмов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и
педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в нашем детском саду учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающей технологий.
1. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой
средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
1. динамические паузы (комплексы физ. Минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
2. подвижные и спортивные игры контрастная дорожка, тренажеры
3. утренняя гимнастика физкультурные занятие точечный массаж спортивные развлечения, праздники День здоровья ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра музыкотерапия сказкотерапия
4. Педагог, стоящий на страже здоровья ребёнка, воспитывающий культуру здоровья ребёнка и родителей, прежде
всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания. Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в нашем детском саду используются нетрадиционные приёмы работы. В каждой группе есть нужное оборудование и созданы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (контрастными дорожками, спортивным инвентарём ит.д.), так и
нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:
· массажные коврики
· султанчики, вертушки, используемые для развития речевого дыхания и увеличения объема лёгких.
· различные массажеры, в том числе и самодельные, для воздействия на активные точки на ладонях.
· ежедневная оздоровительная гимнастика после пробуждения босиком под музыку.
В структуру оздоровительных режимов каждой группы, вплетены спектры медико-восстановительных методик, приёмов, способов:
· мимические разминки
· гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)
· пальчиковая гимнастика
(тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроты реакции)
· дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
· игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Такая здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду в итоге формирует у
ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.