Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся ещё в коляске трёхмесячных детей уже привлекают висящие перед глазами игрушки. Ребёнок тянется к яркому предмету, наталкивается на него ручонками, пытается ощупать, захватить его. А по мере развития двигательных умений он схватывает поднесённую к нему игрушку и начинает действовать с ней: с любопытством осматривает, берёт в рот, размахивает ею, перекладывает из руки в руку, стучит, бросает на пол.
Сколько удовольствия на его лице!
По мере действия с различными предметами малыш делает бесконечные открытия: мяч прыгает, катается; погремушка издаёт звук; бумага рвётся, мнётся, шелестит…Игры самых маленьких пока что заключаются в
манипулировании с предметами, в результате чего ребёнок знакомится с их свойствами и назначением. На втором году жизни игры ребёнка становятся более осмысленными. Освоив многие действия с предметами, он пытается отображать то, что видит в повседневном окружении, подражает действиям взрослых. После полутора лет дети уже способны подолгу играть со строителем, песком, водой, а свои действия сопровождают звуками, имитируя сигнал машины и т.д. Вместе с ростом ребёнка, накапливанием жизненного опыта, развитием наблюдательности, мыслительных способностей меняется характер детских игр. Начиная с 3 лет у детей появляется игровой замысел. Правда он пока ещё довольно примитивен, не устойчив и легко меняется по содержанию в процессе игры, однако требует от играющего активности мысли, воображения и достаточного запаса впечатлений. Нормально развивающийся ребёнок много и с увлечением играет. Игра – естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Каждый день несёт ребёнку массу впечатлений, и, хотя многое ему ещё не доступно, он многого не знает, не умеет, но неудержимое желание стать участником «взрослых дел » заставляет его (хотя бы понарошку!) отражать в действии то, что захватило его ум и воображение. Игра как раз и предоставляет ему такую возможность. Мир игр – мир ребёнка, близкий и доступный ему, где любой замысел можно привести в исполнение. В игре он может стать учителем и врачом, шофёром и лётчиком, мамой и артисткой. В игре он чувствует себя большим и умным, смелым и сильным. Ребёнок вносит в неё всё самое для него интересное, в ней он как бы моделирует мир отношений взрослых.
Игра - своеобразная школа чувств ребёнка. Взятая роль захватывает его, воздействует на детские чувства: доктор – внимателен и чуток, мама – добрая и заботливая, учительница – умная и строгая. И если ребёнок берёт на себя одну из этих ролей, то, вживаясь в образ, он искренне переживает. Именно поэтому важно, чтобы ребёнок брал на себя положительные роли: игра должна будить в нём добрые чувства. Только тогда она оказывает благотворное влияние.
Часто взрослые не придают значения тому, какую роль в игре детей берёт на себя ребёнок. Не подозревают, как это отражается на формировании его нравственного облика. Для ребёнка всё, что происходит в игре, не менее реально, чем в жизни. И хотя в игрепроисходит всё не так, как в жизни, он переживает игровые ситуации глубоко и серьёзно. Игры, в которых объединяются коллективы детей, содействуют формированию общественных навыков. От умения согласовать свои действия, подчиняться или уступать друг другу зависит ход игры. Вместе с ростом и развитием в игровых замыслах всё более отражаются общественные явления. И это закономерно, ведь дети не живут изолированно от жизни взрослых, они воспитываются в непосредственной связи с жизнью, насыщенной яркими событиями. Игра – своеобразная социальная практика ребёнка. Игры детей, живущих в различных условиях, различны. Таким образом игры, отражающие современную действительность, являются одним из средств нравственного воспитания. Дети многому учатся в игре: уточняют знания об окружающем, приобретают организаторские умения, преодолевают робость, у них развивается речь, воображение. В игре, более чем в какой-либо другой деятельности, у ребёнка развивается активность, самостоятельность, инициатива. Игра воспитывает ребёнка тогда, когда взрослые сумеют дать ей нужное направление. Самые маленькие и дети постарше играют по-разному. Следовательно, и приёмы руководства их играми будутразличными. С ранней поры ребёнок проявляет сильное влечение к самостоятельности. К сожалению, взрослые часто подавляют это стремление ребёнка, пытаясь всё делать за него, окружая излишней опекой. Такой ребёнок не хочет играть сам, а ждёт, чтобы его забавляли, требует постоянного внимания взрослого. В результате он мало играет, игры по содержанию примитивны.
Как же приучить ребёнка к самостоятельной игре?
Прежде всего надо подбирать игрушки и игры, которые располагали бы его к деятельности. Это могут быть кубики, куклы, матрёшки, разборные пирамидки. А когда ребёнок подрастёт, можно дать в его распоряжение конструктор, мозаику, настольный строитель. Но сами по себе игрушки не решаю дела, если у ребёнка не создан соответствующий настрой.Поэтому надо их обыграть вместе с ребёнком, подсказать, во что и как играть. Особенно это важно для самых маленьких.