Преемственность детского сада и школы как условие
непрерывного образования ребенка
Мечтой каждого родителя будущего первоклассника является тот счастливый момент, когда его ребенок впервые
переступит порог школы. Родители и педагоги делают все, чтобы этот день запомнился малышу навсегда: праздничный утренник в детском саду, подарки, цветы, речи, напутствия, хороший и полноценный отдых в летний период, подготовка документов для передачи в школу и т.д.
В школе тоже готовятся к встрече первоклассников: активно ремонтируются классные комнаты, приобретается новая мебель, учителя с нетерпением ждут своих будущих учеников, осуществляя тем самым основную стратегию современного образования - обеспечение высокого уровня развития личности ребенка, что влечет за собой изменения содержания как школьного, так и дошкольного образования. Таким образом, необходим тесный
тандем дошкольной организации и начальной школы, который трактуется понятием преемственности, т.е. непрерывной связи между различными ступенями развития ребенка на каждом возрастном этапе и сохранении и укреплении позитивных характеристик при переходе к новому состоянию.
Преемственность между дошкольным и начальным образованием определяется на уровне целей и задач современного образования, что особенно актуально в свете перехода казахстанского образования на 12 – летнее обучение. И у детского сада и у школы главной целью является развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Однако, достигается она посредством разных видов детской деятельности: в детском саду –
игрой, а в школе - уроком. Отсюда и задачи воспитания и обучения: для дошкольной организации – раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу, для
начальной школы – формирование учебных умений и создание условий, при которых ребенку хотелось бы учиться.
В нашем детском саду ГУ № 14 « Достык» г. Кокшетау накоплен хороший опыт по осуществлению преемственности дошкольного и начального образования. Активной и плодотворной можно считать совместную
работу с коллективом ГУ средней школы № 1 г. Кокшетау в этом вопросе. Наша совместная работа идет по следующим направлениям:
· Состояние здоровья детей
· Уровень развития познавательной активности как необходимое условие компонента учебной деятельности
· Личностные качества ребенка
· Формирование и развитие творчества
· Коммуникативная компетентность детей и взрослых
Здоровье ребенка – самое ценное, что может быть у родителей. Согласно современной государственной доктрине здоровье детей представляет особую ценность для всей нашей страны. Но реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становится все меньше. На наш взгляд одной из причин этого является то, что большинство родителей увлекается лечебными процедурами, упуская из вида ценность профилактических. В базисном учебном плане организации дошкольного воспитания и обучения образовательная область «Здоровье» занимает первое место. Основной целью этой области является воспитание в детях понимания того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой. Это не только отсутствие болезней, это состояние фундамента будущего благополучия личности, развитие двигательной активности и формирование физических качеств. Решение всех этих задач достигается в совместной деятельности нашего педагогического коллектива по охране жизни и здоровья детей. Сколько интересных спортивных и оздоровительных мероприятий проходит с детском саду! Закаливание, дни здоровья, иммунизация и витаминизация, занятия физкультурой и валеологией, ритмикой и хореографией, утренней зарядкой и многое другое. Все это осуществляется с помощью и при непосредственном участии наших родителей. Активное внимание к данному направлению работы положительно влияет на физическое и психическое здоровье детей, улучшился процент посещаемости детей, а уровень заболеваемости постепенно уменьшается. В динамике прослеживается уменьшение доли часто болеющих детей.
Вторым направлением совместной работы является уровень развития познавательной активности как необходимое условие компонента учебной деятельности. Ключевым моментом в реализации этого направления является определение готовности ребенка к школе. Это приоритетное направление работы психологической службы в организациях образования. Познавательные процессы, как известно, развиваются у ребенка под влиянием непосредственно тесного контакта родителей, воспитателей и психолога. Любое отклонение в развитии познавательной активности может привести к затянувшейся адаптации к школе, потере любознательности, проблеме взаимоотношения в коллективе сверстников и в общении со взрослыми, неуспешности в последующем обучении, низкой самооценке. Непосредственный контакт психолога детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами для поступления ребенка в школу помогут преодолеть и предотвратить негативные последствия. Хотелось бы выделить и еще одну проблему в дошкольном образовании : содержание дошкольного образования часто выстраивается в « школьную» систему (практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложненной математике вместо развития познавательных интересов). Игра и другие специфические для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к обучению, отсутствие творчества – результат данной проблемы. Выход один : формировать у педагогов понимание того, что важен для ребенка процесс развития, а не накопления знаний.
Умственное и нравственное развитие ребенка осуществляется опытными и знающими педагогами детского сада, в котором я проходила практику .Это
Основное направление деятельности которых заключается в усилении внимания, направленного на воспитание нравственно – волевых качеств, самостоятельности и инициативы. Опираясь на собственный педагогический опыт и опыт педагогов – практиков, работающих в начальном звене школы, мы считаем, что именно эти направления в работе должны стать ведущими. В работе с детьми мы стараемся избежать тенденции дублирования содержания, форм и методов школьного обучения, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья и мотивации дошкольников к школьному обучению. Не менее ответственным является, на наш взгляд, и следующее направление работы: формирование и развитие творчества дошкольников. Именно здесь ребенок проявляет интерес к различным видам и жанрам искусства, народному творчеству. В нашем саду работают настоящие специалисты , которые учат детей фантазировать, воображать, рисовать, придумывать сказки, петь, танцевать, активно драматизировать. Процесс обучения творчеству носит как самостоятельный характер, так и вплетается во все виды детской деятельности. Чего только стоят праздничные утренники и развлечения, где дети раскрывают себя с новой, непознанной грани. Какие яркие, незабываемые впечатления оставляют художественные выставки рисунков и поделок, национальные и международные праздники, песни и танцы. Хочется отметить , что в нашем городе развитию детского творчества уделяется много внимания, в школах работают опытные специалисты, продолжающие работу с детьми в этом направлении, перенимающие лучшие традиции специалистов ДОУ.
Коммуникативная компетентность детей является задачей одной из образовательных областей, которая так и называется « Коммуникация». Ребенок – дошкольник проявляет положительное отношение к себе , другим людям и окружающему миру. Отличается положительным самоощущением: уверен в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят. Придя в школу, он должен получить осознанное отношение о своем Я, своих индивидуальных качествах, расширить представление о нравственно – этических нормах.
За последние несколько лет многое сделано для качественной подготовки детей к школьному обучению: создание УМК, открытие мини-центров, подготовка для школьных организаций воспитателей, владеющих инновационными методами обучения. Личностные изменения воспитателя положительно сказывается на результатах его педагогической деятельности. Воспитатель должен знать объем подготовки детей к школе, владеть инновационными технологиями, обладать знаниями об особенностях этого важнейшего и актуальнейшего процесса для ребенка – дошкольника, который носит название преемственность в содержании образования дошкольников.
Литература:
1. Должикова Р.А., Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. М.: Школьная Пресса, 2008. - 126с.
2. Зеньковский В.В. Психология детства, - М.: Новая школа, 1995. - 318с.
3. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 409 с.
4. Преемственность в работе детского сада и школы. / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина, М.: Просвещение, 1978. – 165 с.