Консультация для родителей на
тему:
«Русские народные игры в
воспитании детей дошкольного возраста».
«Маленькие дети играют … как птица поет. В жизни дошкольников
игры занимают самое большое место - отмечала Н. К. Крупская.
- Игра есть потребность растущего детского организма.
В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива. Игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для
них - серьезная форма воспитания».
Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы - и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического
воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой
развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
Весёлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом
так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные игры.
В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с
придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов». Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.
В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?
Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить
представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и « продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны,
часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и
зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.
И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству,
но и развиваем детскую память.
Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у
дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемойпомогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную
деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами
игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает
культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном
аспекте деятельности.
Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические
качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений,
равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается
поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.