В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и интенсифицируются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен был стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.
Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.
Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Наилучшее педагогическое общение – это общение педагога и детей, способствующее творческому характеру учебной деятельности. Воспитатель- является одновременно источником информации и организатором
как коллективной деятельности, так и взаимодействия детей.
В настоящее время требования к уровню развития связной речи воспитанников на момент поступления в школу значительно возросли, что требует от педагогов поиска новых методически правильных технологий
обучения.
Разработка различных методов обучения построению наглядной модели связного высказывания позволяет эффективно осуществлять развитие связной речи детей. Одним из способов планирования связного высказывания является метод наглядного моделирования.
Занятия с использованием метода наглядного моделирования будет эффективны, если в процесс обучения будут введены:
В процессе использования метода наглядного моделирования в развитии речи детей предлагается вводить понятие о графическом способе изображения действия различных рассказов.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой
и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, оранжевый треугольник – морковка, коричневый овал – собака и прочее.
На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (добрый, печальный, теплый, влажный и прочее).
В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
Таким образом, модель, состоящая из различных фигур или предметов, становится планом связного высказывания ребенка и обеспечивает последовательность его рассказа. Пересказ – наиболее легкий вид
монологической речи, придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовые авторский сюжет, речевые формы и приемы. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа с помощью
метода моделирования предполагает формирование следующих умений:
Рекомендую начинать обучение приему наглядного моделирования с коротких русских сказок: «Маша и
медведь», «Три медведя», «Белка и волк» Л.Н. Толстого, «Галка и кувшин», «Лес и мышонок» В. Бианки, «Три котенка» В. Cутеева.
Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки логопед
использует различные предметы-заместители. Например, я рассказываю детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий.
На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть.каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.
Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа.
Кроме этого, пересказ можно осуществлять с помощью графических схем.
Я читаю детям какой-либо рассказ и прошу его пересказать. Как правилопредлагается составить рассказ по графической схеме – имея возможность смотреть на графическую схему, ребенок гораздо легче составляет логичный рассказ. Графическая схема при этом служит не подсказкой, а средством обучения.
Например: обучение пересказу рассказа «Белка».
Это было летом. Маша с дедушкой встали рано и пошли за грибами. Узкая тропинка уводила их в лес. Девочка подошла к большому дереву. Вдруг что-то стукнуло ее по голове. Смотрит Маша, а это белый гриб. Его уронила белочка. Она сидела на суку. Зверек был маленький, рыженький с большим пушистым хвостом. Белка готовила
запасы на зиму. Она на ветках сушила грибы.
Составление рассказа по сюжетной картинке – значительно более сложный этап по сравнению с пересказом готового текста, но при этом ребенок овладевает навыками пересказа. Данный вид развития связной речи очень труден для детей с общим недоразвитием речи и требует определенного подхода к его реализации. Дети при рассказе
по сюжетной картине должны выделять изображенные на картине предметы, основных действующих лиц, выделить основную событийную основу рассказа, взаимодействие различных героев картины, отметить особенности развития
действия, составить экспозицию (начало) рассказа и окончание рассказа – развязку, итог повествования.
Обучение с целью формирования навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
2. определение взаимосвязи между ними;
3. объединение фрагментов в единый сюжет.
Для этого можно использовать пособия «Логико-малыш», «Оживи картинку». По данным пособиям я разработала несколько листов, которые помогают обучить детей составлению рассказа по сюжетной картинке. Примером метода моделирования может служить предлагаемый рассказ по сюжетной картинке:
День рождения
У Кати сегодня день рождения. На день рождения Катя позвала гостей и накрыла большой стол. Ребята подарили Кате куклу и красивый торт. Сначала ребята играли в жмурки, а потом сели за стол. Дети пили чай с конфетами и тортом.
Составление рассказа по сюжетной картинке – значительно более сложный этап по сравнению с пересказом готового текста, но при этом ребенок овладевает навыками пересказа. Данный вид развития связной речи очень труден для детей с общим недоразвитием речи и требует определенного подхода к его реализации. Дети при рассказе
по сюжетной картине должны выделять изображенные на картине предметы, основных действующих лиц, выделить основную событийную основу рассказа, взаимодействие различных героев картины, отметить особенности развития
действия, составить экспозицию (начало) рассказа и окончание рассказа – развязку, итог повествования.
Коррекционно-логопедическое обучение с целью формирования навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
4. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
5. определение взаимосвязи между ними;
6. объединение фрагментов в единый сюжет.
Для этого можно использовать пособия «Логико-малыш», «Оживи картинку». Примером метода моделирования может служить предлагаемый рассказ по сюжетной картинке:
День рождения
У Кати сегодня день рождения. На день рождения Катя позвала гостей и накрыла большой стол. Ребята подарили Кате куклу и красивый торт. Сначала ребята играли в жмурки, а потом сели за стол. Дети пили чай с конфетами и тортом.
В задании представлена сюжетная картина и схематичные изображения наиболее значимых сюжетных отрывков рассказа.
Воспитатель может пользоваться для обучения как всей сюжетной картиной, так схематичными изображениями. Данный рассказ представлен не случайно, выбор обусловлен трудным восприятием у детей сюжетной картинки с изображением природы.
Если дети в достаточной мере овладели навыком связного рассказа по сюжетной картинке, воспитатель может ввести элементы «ТРИЗ» – ребенку предлагается придумать другой конец рассказа или продолжить его, в рассказ включить новых героев, изменить действия в сюжете рассказа.
Описательный рассказ – отличается отсутствием временной последовательности, отношение одновременности.
При обучении детей дошкольного возраста описанию предметов воспитатель должен помнить и решать следующие основные задачи:
обобщенные представления о правилах построения рассказа описания
Для работы над составлением описательных рассказов могут быть использованы «Схемы для составления описательных рассказов» Т.А. Ткаченко. Предлагаю следующие модифицированные схемы для составления
описательных рассказов.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования
объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
Примером составления описательного рассказа по схеме может служить модифицированная схема описания и сравнения овощей и фруктов.
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Опыт работы показывает, что овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно пользоваться моделью описания отдельных предметов или явлений.
Один ребенок или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой круг – обруч. В месте пересечения кругов выложены
символы, общие для обоих сравниваемых предметов. За пределами зоны пересечения символы характеризуют различия двух предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем – различия