« ТРИЗ в детском саду и дома».
Цель: Повысить образовательный уровень компетентности
родителей в вопросах речевого развития детей.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.
Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам.
Внастоящее время приемы и методы ТРИЗ используются в детских садах для развития
у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, мышления.
Цель
ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно.
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое встреча с ТРИЗ – это коллективная игра, она вызывает у ребенка прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться
творческим способностям. В связи с этим целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность; с другой - поисковой активности, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает
такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Девиз ТРИЗ « Творчество во всем».
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую информацию, а учит ее находить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ -
педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
Именно методы ТРИЗ позволяют решать проблемы речевого развития.
«Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок – действия, какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научить.
"Дидактический мяч». Активно используется в дошкольном возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова – антонимы. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению.
Пример: радость - грусть; белый - чёрный; плакать – смеяться и т.д.
Пособие «Сенсорный сундучок».
Способствует развитию умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов, формулировать и задавать вопросы.
Ход игры: В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт. Что это, дети должны угадать, задавая
вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает воспитатель.
Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)
Какого он цвета? (он желтый)
Какого он размера? (по сравнению с арбузом
– он маленький, по сравнению с вишней – большой)
Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)
Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)
Слух: Он издает звук? (нет)
Обоняние: Он пахнет? (да)
Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)
Вкус: Это съедобный предмет? (да)
Какой он на вкус? (он кислый)
Это лимон. Правильный ответ.
«Вертолина». Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к
данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.
Пособие «Гусеничка». формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по
данным признакам, составлять описательные рассказы.
Игра «Дразнилка». На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка
- … молоток. Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.
Игра «Исправь ошибку»
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа
жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал:
- внучка маленькая, а бабушка старенькая;
- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
- Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
- Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
- Заяц серый, а петушок смелый;
- Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
- Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
- У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому
важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволитвоспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»
Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением больше эффективности в результатах.
Факторы успешного речевого развития детей.
(памятка)
- Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения,
- Создавать условия для общения с другими детьми,
- Речь взрослого – пример для подражания,
- Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
- Совместные игры взрослого и ребёнка,
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов,
- Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему»,
- Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев,