КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ "ДОСТЫҚ" БАЛАБАҚШАСЫ КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ       ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ

Инстаграм

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Нет ни чего лучше здоровья»

01.03.2017

Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. 

Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты

воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор

и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств;

она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачёв)

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать

направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский.

Здоровье сберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру

воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению

состояний переутомления, гиподинамии и других дез - адаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой

педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение

всех элементов образовательного процесса);

-учебно-воспитательные

технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

 

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья,

поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу

жизни (ЗОЖ).

Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Формы организации здоровье сберегающей работы:

1. физкультурные занятия

2. самодеятельность детей

3. подвижные игры

4. утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

5. двигательно-оздоровительные физкультминутки

6. физические упражнения после дневного сна

7. физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

8. физкультурные прогулки (в парк)

9. физкультурные досуги

10. спортивные праздники

11. оздоровительные процедуры в водной среде.

Физкультурные занятие.

Физкультурные занятия являются одной из основных форм систематического обучения, воспитания и

физического развития детей. В детском саду можно использовать как традиционную, так и нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий. Физкультурные занятия в детских садах, проходящие по традиционной форме, состоят из трех частей. Вводная часть включает упражнения, подготавливающие организм к нагрузке

– различные виды ходьбы, бега, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки. В основную часть физкультурного занятия входят общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, способствующие двигательных навыков, дающие возможность развивать

эмоционально-волевую сферу детей. Заключительная часть, как правило, предполагает проведение упражнений, подвижных игр разной степени подвижности.

Самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельная деятельность детей, о пользе которой написано немало, является

прекрасным средством физического и эмоционального развития личности.

Младший возраст

Ребёнок двух-трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас

движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание,

катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге

семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких

движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький

исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении!

Средняя группа

По данным исследований, на пятом году жизни у дошкольников наблюдается

значительный прирост показателей двигательной

активности. Ребёнок становится более подвижным и кажется неутомимым. Однако

возможности его ещё невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок,

поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его

самостоятельной двигательной деятельности.

Старший дошкольный возраст

Более

высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие

изменения в его двигательной деятельности: совершенствуется координация движений,

двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и

ритмичными.

Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве

и волевой регуляции , ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве,

может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое,

что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся

двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время,

организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное

оборудование.

 

Подвижные игры.

Подвижная

игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся

точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений

и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По

определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством

которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная

насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим

усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной

реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и

др.

Подвижные

игры, прежде всего средство физического воспитания. Они дают возможность

развивать и совершенствовать движения, упражняется в ходьбе, беге, прыжках,

лазанье, ползании, метании, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют

активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену

веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.

Подвижная

игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об

окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных

морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных

играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В

педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство

всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной

роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого

народа.

Подвижную

игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как

развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных

норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные

игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает

и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение,

формируются социальные качества.

Утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная,

звуковая).

Традиционная

утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и

бега, комплекса обще-развивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков и

чередований с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы).

1. Игровая гимнастика включает 3-6

имитационных упражнений. Чаще всего образные движения объединяются одной темой.

Этот вид гимнастики подходит для младших дошкольников.

2. Гимнастики с использованием различных

предметов проводится обычно как традиционная  утренняя зарядка, но с

использованием различных пособий (кубики, мячи, обручи, палки, ленточки и т. д.)

3. Ритмическая гимнастика проводится под

ритмичную бодрую музыку в умеренном и быстром темпе. Очень быстрый темп

использовать не рекомендуется, потому что дети не успевают под него выполнять

движения и кроме возбуждения никакой пользы от такой гимнастики не получают.

Но

если музыка бодрая и умеренно ритмичная, то она способствует повышению

двигательной активности детей, развитию чувства ритма, повышению интереса к

занятиям физкультурой.

Гимнастика

под классическую музыку включает в себя упражнения, сходные с традиционной

зарядкой, но требующие особой точности выполнения движений в соответствии с

характером музыки.

4. Песенно-речевая зарядка состоит из 5-6

гимнастических упражнений, которые выполняют под текст или песню.

Двигательно

— оздоровительные

физкультминутки.

Одним

из обязательных условий организации занятия в детском саду являются

физкультминутки. Термином «физкультминутка» принято

обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном

для активного отдыха на занятии. Различные формы физкультминуток являются

средством не только физического, но и духовного формирования ребенка. При

проведении каждой физкультминутки учитываются возрастные, и индивидуальные

особенности ее участников.

Физические упражнения после дневного

сна.

Упражнения

после дневного сна - одна из наиболее распространенных форм применения

физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной

нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно после

сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен

веществ и др.)

Виды гимнастики: Условно можно поделить на:

1

Разминка в постели и само-массаж

2

Гимнастика игрового характера

3

Гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса

4

Пробежки по массажным дорожкам

Физические

упражнения в сочетание с закаливающими процедурами.

Закаливающие

мероприятия наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями : активная мышечная работа содействует

совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма

к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая

перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и

просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка

физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают

функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную

нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ.

Закаливание

как сложный условно-рефлекторный процесс требует систематичности. При

отсутствии регулярности, нарушении режима временные связи угасают, и организм

ребенка теряет способность приспособления к условиям окружающей среды,

сопротивляемость различным неблагоприятным воздействиям.

Физкультурные прогулки (парк).

Экскурсии

и прогулки за пределы детского сада способствуют реализации познавательных

задач. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию

эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков

и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки

на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских

взаимоотношений.

Физкультурные досуги.

Физкультурный

досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного

учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность

ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание

досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой

форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный

эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка.

На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей,

развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства

коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости,

дисциплинированности, организованности.

Физкультурные праздники.

Физкультурные

праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и

развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры,

совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как

коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В

рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они

помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению

функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.

Оздоровительные процедуры в водной среде.

Водные

процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после

утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим

полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению,

а следовательно и питанию.

Традиционными

водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются - обтирания,

обливания, купание. Помимо традиционных можно использовать специальные методы

закаливания водой.

Здоровье сберегающие образовательные

технологии (ЗОТ):

1)

системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации

образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

2)

качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия

на здоровье учащихся

и педагогов;

3)

технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии,

направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного

образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в

детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно

к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику

детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности

осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,

поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей

дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,

задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической

самопомощи и помощи.

Применительно

к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровье сберегающих технологий в

дошкольном образовании

1.

медико-профилактические;

2.

физкультурно-оздоровительные;

3.

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

4. здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования;

5.

валеологического просвещения родителей; здоровье сберегающие образовательные технологии в детском

саду.

Медико-профилактические

технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и

преумножение здоровья детей

под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими

требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся

следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций

по оптимизации детского здоровья;

организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,

физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических

мероприятий в детском саду;организация здоровье сберегающей

среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии

в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и

укрепление здоровья дошкольников: развитие физических

качеств, двигательной активности и становление физической культуры

дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и само-массаж,

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки

к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация

этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому

воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровье сберегающие

образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания

валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление

осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать,

поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности,

позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка,

индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в

содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии,

обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих

технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного

психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и

взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или

психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом

процессе ДОУ

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии,

направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры

профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии

валеологического просвещения родителей– задача данных технологий-обеспечения  валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Просмотров: 195


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст