Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Исторически к этой генетической особенности – леворукости (а левшество чаще всего воспринимается как леворукость) сложилось отношение не как к индивидуальному варианту нормы, а как аномалии, нарушению развития. Действительно, большая часть человечества – праворукие. Среди них есть сильно леварукие и сильно праворукие, те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, и амбидекстры (обоерукие) – люди,
одинаково хорошо владеющие и правой и левой рукой.
Леворукость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких переучиваться, становится как все. Негативное отношение к леворукости имеет давнюю и длительную историю. Существуют различные представления о возникновении предрассудка, связанного с явлением леворукости. Древность происхождения этого предрассудка достаточно убедительно подтверждается лингвистическим анализом. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов со значением «неловкий», но и со значением «неискренний», «разбитый», «зловещий», то есть таких, которые имеют, как правило, отрицательное значение. Это предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. Негативное отношение к левшам в нашей стране также имеет длительную историю. С подобными взглядами на леворукость и таким отношением мы сталкиваемся очень часто. Отчего это? Решающим
является незнание, непонимание биологических механизмов леворукости, а главное – неприятие многообразия индивидуальных различий наших детей, разнообразия их склонностей, различия реакций при действии одних и тех же, неспособность и нежелание принять эти индивидуальные особенности как данность, которую не нужно, нельзя переделывать, изменять по своему желанию. Многим, считающим, что леворукость и низкие способности, низкая одарённость, ущёрбность взаимосвязаны, легко возразить, сославшись на имена известных всем леворуких людей – Александра Македонского и Наполеона, Леонардо да Винчи и Джеймса Клерка Максвелла, И.П. Павлова и В.И. Даля, Чарли Чаплина, Пола Маккартни, Джорджа Буша и Билла Клинтона, многих выдающихся спортсменов, которые показывают, что никакой вид деятельности не закрыт для левшей и что они способны добиваться в своём деле больших успехов. И всё же тревога за здоровье и развитие леворуких детей не лишена основания. Среди леворуких существенна доля детей, внутриутробный период развития и рождение которых протекали с
центральнойразличными осложнениями, высок удельный вес детей с особенностями в развитии нервной системы, с предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма. Некоторые исследователи считают, что для леворукого ребёнка могут быть характерны асинхронное развитие некоторых
психических функций, высокая эмоциональность, некоторое отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия. Учёные предполагают, что отказ от переучивания, истинное внимание и бережное отношение к леворуким детям позволят уменьшить отрицательное влияние стрессовых воздействий праворукой
среды на здоровье и формирование личности, снизят риск нарушений физического и психического здоровья.
Пока ещё нет чёткого однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое: преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребёнка работать правой рукой, но изменить его биологическую нельзя. Часто встречающаяся семейная леворукость заставила учёных
ответить на вопрос о возможности передачи этого признака по наследству. Существует несколько концепций генетической обусловленности той леворукости, которая называется нормальной, или генетически
закреплённой, несвязанной с нарушениями в развитии. Значимость генетического фактора подтверждается данными о том, что леворукость особенно часто встречается в семьях, где хотя бы один из родителей – левша. Леворукие дети упоминают о леворуких родственниках в пять раз чаще, чем праворукие, семейное левшество чаще выявляется среди леворуких, чем среди праворуких детей. Однако, любая генетическая модель, должна совпадать с практическими
расчётными данными, и чем выше совпадение, тем больше вероятность, что такая
модель может быть использована для объяснения наследования рукости.
(Генетические теории Д. Леви и Т. Нагилаки; Н. Гешвинда и А. Галабурды; теория
«правого сдвига» М. Аннет). Существуют варианты теорий, рассматривающих
комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе
проявления латерального предпочтения. Но, по-видимому, более корректным было бы
представление о гетерогенной (разнопричинной) леворукости.
Можно выделить леворукость, обусловленную различными патологическими факторами,
а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Фактически можно
выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки:
генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую
латеральность, обусловленную значительной мере пре- и
перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. Причём
возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет
выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов
диагностики причин и степени предпочтения руки.
Итак, мы пока не знаем, почему у большинства людей на земле более ловкой,
сильной и точной оказывается правая рука и почему только часть людей – их
зеркальное отображение. Мы не знаем и того, почему число левшей не уменьшается
и не увеличивается, какие факторы определили столь высокую стабильность
соотношения левшей и правшей вне зависимости от пространства и времени. А
значит, мы ещё далеки от разгадки тайны происхождения леворукости.
Все попытки связать какие-либо трудности обучения, нарушения адаптации,
специфические особенности организации деятельности с особой организацией мозга
у левшей пока не имеют чётких подтверждений. Если ваш леворукий ребёнок
нормально рос и развивался, если его не переучивали (ни дома, ни в детском саду),
то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребёнку.
Главное, необходимо учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливым и
добрым, уметь понять ребёнка. В реальной жизни всё не так просто, но не стоит
«сваливать» собственные огрехи воспитания и обучения на леворукость.
Хотелось бы ещё раз подчеркнуть: леворукость – это не просто преимущественное
владение левой рукой, но и отражение определенной межполушарной асимметрии,
отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями
головного мозга. Можно выделить несколько типов леворукости, имеющей и
различные особенности межполушарной асимметрии (леворукие дети, у которых центр
речи в левом полушарии; леворукие дети, у которых центр речи в
правом полушарии; леворукие дети, у которых центр речи в обоих полушариях). Но
можно выделить и леворукость различного происхождения (генетически закреплённую
леворукость, вынужденную леворукость). Понятно, что особенности межполушарной
асимметрии, определяющей распределение функций между правым и левым
полушариями, будут проявляться и в высших психических функциях ребёнка, и в его
деятельности, в приспособлении к различным влияниям среды. Ещё более сильны
различия между детьми, имеющими леворукость разного происхождения. Леворукие
дети не однородная, не однотипная группа, а трудности обучения в каждом
отдельном случае имеют свои причины. Исследователи, изучающие особенности
роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчёркивают, что
леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, и это наиболее
существенно при поступлении в школу. Многие рассматривают леворуких детей как
группу риска – риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей
в процессе обучения.
Действительно, эти тревоги не лишены основания. Школа, учёба, особенно впервые
месяцы, в первый год требуют от ребёнка длительного напряжения, вызывают
значительное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным
качествам ребёнка. Новый коллектив, новые друзья, новые требования – это совсем
не просто для любого ребёнка, а для леворуких тем более, та как значительная
часть леворуких детей имеют факторы риска в раннем развитии и более позднее
нарушение в развитии, а значит, они будут наиболее чувствительны к действию
любых неблагоприятных воздействий, будь-то эмоциональные перегрузки или большой
объём учебной работы. Особенности межполушарной асимметрии также определяют
характер реакции организма на любые внешние воздействия.
Период приспособления к школе (период адаптации) довольно продолжителен по
времени – 4-6 недель. А опросы показывают, что родители (отводят) на адаптацию
не больше 1-2 недель, учителя – больше: 2-3 недели. Реальные же сроки
продолжительнее в два раза. В этот период трудно всё: и следующие друг за другом
новые уроки (нужно быстро переключаться с одного не привычного вида
деятельности на другой, столь же непривычный), и значительна статическая
нагрузка (нужно сидеть в относительно неподвижной позе не вертясь), и
незнакомые дети (хорошо ещё тем, кто ходил в детский сад, а
как справиться с неловкостью тем, кто был до школы дома с бабушкой
или с мамой?).Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют
некоторые особенности адаптации в школе: им ещё труднее, чем остальным, потому
что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме
того, высокий уровень тревожности сочетается у леворких детей с возбудимостью,
чувствительностью, добросовестностью, а также хорошем пониманием социальных
нормативов. Наверное, необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы
на общение. Общение со сверстниками служит для них источником положительного
эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются. Не думаю, что
стремление к общению со сверстниками очень сильно
отличает леворуких и праворуких детей, скорее, это особенность всех детей шести
– восьми лет. Недостаточность или нарушение наглядно-образного мышления,
зрительной памяти, пространственного восприятия (выражённые в большей или
меньшей степени) характерны для многих леворуких детей. Для них может оказаться
трудным совсем простое, на взгляд взрослых, задание: скопировать фигуру,
особенно несколько фигур, расположенных в определенном сочетании, срисовать
схему и т. п.Не леворукость сама по себе и даже не особенности функциональной
организации мозга затрудняют и осложняют процесс адаптации леворукого ребёнка в
школе. Как правило, причина этого – сочетание неблагоприятных факторов в раннем
развитии ребёнка и связанные с ними нарушения организации деятельности,
развития школьно-значимых функций.Все попытки связать какие-либо трудности
обучения, нарушения адаптации, специфические особенности организации
деятельности с особой организацией мозга у левшей пока не имеют чётких
подтверждений. Если ваш леворукий ребёнок нормально рос и развивался, если его
не переучивали (ни дома, ни в детском саду), то подход к нему существенно не
отличается от подхода к праворукому ребёнку. Главное, необходимо учитывать его
индивидуальные особенности, быть терпеливым и добрым, уметь понять ребёнка. В
реальной жизни всё не так просто, но не стоит «сваливать» собственные огрехи
воспитания и обучения на леворукость.