КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ "ДОСТЫҚ" БАЛАБАҚШАСЫ КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ       ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ

Инстаграм

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Речевое развитие дошкольников как основа воспитания и обучения в детском саду

18.10.2017

                  Задача казахстанской системы образования  состоит в том, чтобы воспитать полноценную

личность, поэтому надо устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом.

           Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи, поэтому процесс речевого развития в нашем детском саду ГККП  № 14 « Достык» при акимате г. Кокшетау рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.

      Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы (О. И. Соловьева [1], Л. П. Федоренко [2], Г. А. Фомичева [3] ,В. К. Лотарева [4]

        Развитие речи — процесс сложный, творческий  и чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы, педагоги, научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в  детском коллективе.

     Воспитатели знают, что развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка. Отсюда неугасаемый интерес к данной проблеме в педагогической среде.

   Своевременное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.   Богатый практический  опыт авторов 

в области развития речи детей, посещающих  логопедические группы, позволяет с уверенностью сказать, что  если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем

потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное [5]  Родители детей с недоразвитием речи, как

правило, не сразу замечают данную проблему или надеются на то, что она « сама

собой рассосется». Именно поэтому работа воспитателя  логопедической группы состоит из множества

направлений в том числе и в работе с родителями. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными. Всем

известно, что процесс усвоения родной речи начинается с раннего детства в семье

и  это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Для овладения речью у ребёнка должны быть отработаны движения речевого аппарата (а

затем при усвоении письменной речи – глаз и руки), необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи), и движения эти должны быть скоординированы со слухом.         

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими:

он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Большую роль здесь играет влияние окружающих:

ребёнок учится на примере речи, близких ему людей — родителей, воспитателей,

товарищей. С первого дня пребывания в детском саду ребёнку широко приходится

пользоваться речью: отвечать в присутствии всей группы, задавать вопросы,

читать стихи вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

         Особенно значительным для ребёнка становится чистое произношение звуков и слов, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью

установлена тесная связь. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста —

задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и

родители, и воспитатели. Как уже говорилось выше, ребёнок усваивает речь в

процессе подражания окружающим. Речевая среда, в которой растет ребенок, будет

иметь более или менее благотворное влияние на развитие его речи, т. е. будет

иметь сравнительно высокий или низкий развивающий потенциал (развивающие

возможности), в зависимости от того, насколько речевые действия учитывают

закономерности усвоения речи. В естественной речевой среде учет закономерностей

осуществляется интуитивно, в искусственной речевой среде — на основе знания

теории методики обучения речи. Речь не может быть усвоена без физических и интеллектуальных

усилий самого обучаемого. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать

окружающий мир таким, каков он есть: мир реальных вещей и явлений, существующих

в связях и отношениях. Хочется остановиться на 

учете возрастных особенностей в педагогической деятельности, ведь

именно  эти знания помогают добиться

реальных результатов в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста.

         

Потребность ребенка третьего года жизни в общении со

взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре с взрослыми малыш начинает

понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машину?» Интерес к

окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: «Что

это?», «Зачем?», «Куда?», «Когда?» и т. п. В речи ребенка третьего года жизни есть

почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.

Многие названия предметов ребенок хорошо знает (быстро находит среди разных

вещей одной группы нужные), они есть в его пассивном словаре, но в активной

речи он пользуется ими не всегда.  В этом

возрасте ребенок способен узнать и назвать знакомые предметы, изображенные на

картинке, назвать действия, совершаемые тем или иным животным («собака спит»),

но развернутые фразы, как правило, еще не строит. В грамматическом отношении

речь ребенка еще далеко не всегда правильна, хотя малыш в этом возрасте, верно,

связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, нередко при этом,

допуская ошибки в падежных окончаниях. Дети пользуются и сложными

предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчи­ненными,

хотя последние употребляют еще очень редко. Еще одно достижение ребенка

третьего года жизни: он способен воспринимать простые небольшие по объему

сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту, может ответить на некоторые

вопросы по их содержанию. Отсутствие большинства звуков сказывается на

произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети

этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым

аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и

в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация при подготовке ко

сну, во время приема пищи. На третьем году жизни происходит интенсивное

накопление ребенком словаря. Одновременно с развитием речи развивается

мышление, память, воображение ребенка. В этом возрасте велика склонность детей

к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи

ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает

их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет

артикуляционный аппарат.

       Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии

ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях

окружающей его действительности, делать умозаключения о них, устанавливать

зависимость между ними. На четвертом году жизни дети обычно свободно вступают в

контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива

общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже

познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с

самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет,

действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т. е.

обозначается словом. Однако следует помнить, что у детей четвертого года жизни

еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до

конца ответы взрослых.

К концу четвертого года жизни словарный запас

ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становится

словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме

существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи:

местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные,

указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный,

горячий, твердый, хороший, плохой).Ребёнок начинает шире пользоваться

служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в

своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные

прилагательные (папин стул, мамина чашка).

У ребенка пятого года жизни отмечаются

значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и

называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать

простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней,

точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи

окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше

становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает

семейное и общественное воспитание.

Увеличение активного словаря (от 2500 до З000

слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои

высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще

появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и

качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений; для

определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой,

темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные

прилагательные (лисий хвост, заячья избушка),

слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они

сделаны (железный ключ). Все шире ребенок использует наречия,

личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные

предлоги (из-под, около и др.), появляются собирательные

существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако

их ребенок употребляет еще очень редко. Рост словаря употребление ребенком

более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что

дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют

глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова

(например, глаголы и существительные в числе, при­лагательные и существительные

в роде), допускают нарушения в структуре предложений.  Итак, к пяти годам

отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства

из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище,

отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают

вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью.

Рост активного словаря, употребление

предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут употреблять

предложения, состоящие из 10 и более слов) часто являются одной из причин

увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на

звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

      

В шестилетнем возрасте у

детей на этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи

ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее

высказывания. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и

явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними,

временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь,

дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим

его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. Одновременно с

развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ре­бенка появляется

и более критическое отношение к речи сверстников. За год словарь увеличивается

на 1000 — 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически

установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно.

Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь. Несмотря

на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования

словами. Хорошей проверкой и показателем овладения словарем является умение

детей подбирать противоположные по смыслу слова. Грамматическая правильность

речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на

ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец. В этом возрасте

ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней

изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Произношение шестилетних детей

мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях,

когда в речи встречаются трудные для произношения новые слова или слова,

насыщенные сочетаниями звуков, которые, произнося, они еще недостаточно четко

дифференцируют. Но к семи годам при условии систематической работы над

звукопроизношением дети и с этим вполне хорошо справляются.

    

 На седьмом году жизни в количественном и качественном отношении

словарь ребенка "достигает такого уровня, что он свободно общается со

взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему,

доступную для понимания в его возрасте. При рассказывании он стремится точно

подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое

целое. В активном словаре ребенка все чаще встречается дифференцируемый подход

к обозначению предметов (машина легковая и грузовая, а не просто машина;

одежда, обувь зимняя и летняя).Он все шире пользуется словами, указывающими на

профессиональную принадлежность, отмечая при этом некоторые действия и

операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы,

использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей

речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф),

пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось)".

Расширяется многозначность употребления слов (чистая рубашка, чистый воздух),

ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в

процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу

слова) , которые бы более точно отражали качество, свойства предметов,

действия, совершаемые с ними. Он может точно, подобрать слова при сравнении

предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый,

как снег), все чаще и чаще пользуется сложными предложениями, включает

причастные и деепричастные обороты, Плавность, точность речи при свободном

высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения

правильно пользоваться им. Большое влияние на формирование грамматически правильной

речи оказывает состояние культуры речи взрослых, умение правильно пользоваться

различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка. На

седьмом году жизни речь ребенка становился все более точной в структурном

отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах,

описаниях предметов отмечается четкость изложения, чувствуется завершенность

высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание

игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание

небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может

придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и

чувствах. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти,

не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и представить

события, которые могли бы предшествовать им, придумать и рассказать, как бы

могли развиваться события малышу. Произносительная сторона речи ребенка

седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит

все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы, говорит громко, но в

зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом, умеет изменять темп

речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при

этом нормы литературного произношения, пользуется интонационными средствами

выразительности.

 В дошкольном детстве, естественно, не

заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и

правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

1.     Быть психически и соматически здоровым;

2.     Иметь нормальные умственные способности;

3.     Иметь полноценный слух и зрение;

4.     Обладать достаточной психической активностью;

5.     Обладать потребностью в речевом общении;

6.     Иметь полноценное речевое окружение.

 Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает

правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет

определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит

различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе,

падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется

монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание

сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины,

некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку

при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

 

 Литература:

 1. Соловьева О. И. «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду» Просвещение,1999.

2. Федоренко, Л. П.  Учим дошкольников  развитию речи.- М.,2003

3.Фомичева, Г. А.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений, М, Прометей, 2013

4. Лотарева. В. К.  "Методика развития речи детей", М., 2011 г. 

 

Просмотров: 710


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст