Учите детей любить книгу
Сейчас, вероятно, как никогда прежде взрослым надо не столько запомнить, сколько прочувствовать и воспринять мироощущение современного ребенка, которое, как ни странно, почти совпадает с мироощущением малообеспеченных детей в мещанском - не по сословию, а по восприятию жизни - мире людей конца XIX века. Дефицит спокойного доброжелательного обогащения ребенка нужным ему для жизни опытом - это главная беда конца XX - начала XXI века. Ребенок не может вырасти полноценным человеком вне общении с другими полноценными людьми. А вот этих-то полноценных людей в окружении современного ребенка крайне мало, и помочь ему разобраться в себе, чтобы наладить продуктивные отношения с окружающим миром, очень часто некому. Во всяком случае сейчас весьма типично крайнее осложнение отношений ребенка со взрослыми, даже родителями. Зачастую причиной таких осложнений, как указывают исследователи, является утрата родителями духовных, нравственных ценностей или уверенности в их пригодности для современной жизни, алкоголизм, постоянная занятость и отклонения в поведении, связанные со стрессами. Все это нарушает естественные социальные нормы во взаимоотношениях и образе жизни родителей и формирует у детей недоверие к людям и миру. В результате, в душе ребенка рождается страх перед жизнью, чувство растерянности, обиды и на взрослых, на сверстников, переходящие с возрастом в озлобленность, агрессию, цинизм, или так называемый аутизм, т.е. болезненное стремление к одиночеству, от которого сам же ребенок безмерно страдает. Выход может быть двояким: неблагоприятный выход - обращение к наркотикам, самоубийство; благоприятный выход - создание условий, которые оградят ребенка от стрессов, утвердят его положительное отношение к людям и к миру, заставят поверить в свои силы и в то, что все трудности преодолимы и что само качество жизни постоянно меняется и меняется в зависимости от того, в каких людей превращаются дети, в частности, он сам.
Вчитайтесь в эти откровения: «...Книги вымыли мне душу, очистив ее от шелухи нишей и грязной действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял ее необходимость для меня. От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность: я не один на земле и не пропаду!»- эти слова принадлежат одному из
героев повести М. Горького. Конечно, путь к хорошей книге у Алеши Пешкова был крайне труден. Он мог и не сложиться вовсе, если бы не воля случая. Ведь ему самому надо было продираться сквозь бурелом гак называемых интересно запутанных книг.
Вероятно, и вчитавшись в эти отрывки, понимаешь, какую ответственность берешь на себя, обучая современных
детей выбирать и читать книги, и какие задачи при этом предстоит решать нам, взрослым..
Но может быть, все это, касается лишь проблемы детей из малообеспеченных семей? Не обольщайтесь: для детей другой части наших современных сограждан все эти проблемы встают не менее остро, чем для тех, у кого почти нет средств к существованию.
Как утверждают исследователи, в этих семьях, как и в элитарных школах, где учатся дети богатых родителей, сегодня действуют три основных вида установок на воспитание, которые формируют психику современного элитарного ребенка.
1. «Антогонистичсский» вариант (бедные сами виноваты - они лентяи и пьяницы) по сути дает установку на презрительное отношение к неимущим. Но нормальный ребенок по природе не высокомерен. И это биологически оправдано: высокомерие снижает круг интересов и общения, нельзя быть одновременно высокомерным и пытливым. Кроме того, классовые предрассудки в демократическом пеке будут подзаряжаться агрессией, разрушительной для детской психики. Получится так, что ребенок будет жить в огромном враждебном мире, а вариантом ухода от этого конфликта могут быть наркотики.
2. «Отстраненный» вариант (жизнь бедных - это чужая жизнь, лучше интересовался своей). В основе этой позиции лежит равнодушие, т.е. эмоционально она не заряжена и кажется более благоприятной, чем первая, так как психику
ребенка не травмируют агрессия и презрение.
Но ребенку трудно отделить то, что его касается, от того, чем интересоваться не следует, например, жанровой, сюжетной живописью Перова, Репина. Федотова. Сурикова, когда он придет в Третьяковскую галерею. А так как ребенок не в состоянии четко отделить ту жизнь, которой интересоваться не следует, от своей, то, чтобы облегчить себе задачу, он включает в категорию «чужих» всех людей вообще. В психиатрии это явление называется аутизацией. Аутизм -патологическая отгороженность от мира - тяжелейший психический недуг. Под равнодушием у аутистов прячутся сильные страхи, отгороженность от мира ведет к трудностям в установ
Развитие навыков чтения и словаря детей, овладение культурой родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием и является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. Социально-экономические перемены, происходящие во всем мире, ставят все новые требования перед системой образования, выдвигая на первый план необходимость более высокой эффективности
обучения, сознательного и прочного усвоения знаний, творческого стиля мышления, роста и углубления внутреннего побуждения к учению. При этом особо актуальным становятся задачи обучения умению самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Реформирование школы на современном этапе требует поиска новых педагогических
условий, прежде всего в формировании познавательной деятельности у детей дошкольного возраста..
Современная начальная школа видит одной из главных задач – развитие речи и мышления учащихся, обогащение их
словарного запаса, воспитание культуры общения.
Письмо и чтение служат "базовыми" навыками, т.е. навыками, на которых практически строится все дальнейшее
обучение, следовательно, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету "русский язык". От того, насколько ребенок овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.
Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированных предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определенного уровня общего
(деятельностного, личностного) развития ребенка.
В настоящее время все больше детей встречаются с трудностями в обучении: в овладении вычислительного навыка, грамотности письма, техники чтения и многие другие.
Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся, является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшие обучение. Естественно, что дети с затруднениями в чтении осложняют работу учителя, замедляют общий темп работы класса и, как правило, ни учитель, ни сам ребенок не удовлетворены результатами учебы. Кроме того, ребенок постоянно испытывает чувство неуверенности, неудовлетворенности, его угнетает недовольство педагогов и родителей, у таких детей нередко развиваются различные неврозы, которые еще сильнее ухудшают их состояние, еще больше снижают возможность успешно освоить навык письма.
Научные исследования, посвященные проблеме обучению чтению, и пути преодоления трудностей в освоении техники чтения представлены в работах Ляхова В.Н., С.Н.Костроминой, Л.Г.Нагаева, Н.Н. Светловской, Т.С. Пиче и другими.
Соответственно в практике главная задача учителя не только заметить и зафиксировать затруднения, но и постараться предупредить, организовать целенаправленную специальную, индивидуальную работу по их устранению. Развитие навыков чтения и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
Переход ребенка с дошкольной на школьную ступень образования является комплексной проблемой, исследованию которой посвящены труды Безруких М.М., Белошистой А.В., Венгер А.Л., Венгер Л.А., Виноградовой Н.Ф., Выготского Л.С., Мухиной В.С., Шабалиной З.П. и др. Изучению особенностей индивидуального подхода в обучении уделяли многие представители прогрессивной педагогики: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский,
Я.А. Коменский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин, Н.С. Бубнова, Г.Ф. Суворова и другие. Однако, при кажущемся обилии научного материала по этой тематике, приходится признать, что конкретного фактического материала, позволяющего формировать навыки чтения детей с учетом особенностей их развития, нет. И, затрагивая вопрос о целесообразности нашей работы можно сказать, что данное исследование не
только возможно было провести, но, на наш взгляд, и необходимо с целью получения и обобщения фактического материала. Именно поэтому чтение-общение - универсальный вид речевой деятельности, присущий только человеку. Путем чтения-общения, овладев им, читатель избирает для себя друзей и тем самым - вольно или невольно – включает себя в их круг. А русская народная пословица гласит «Скажи мне, кто твои друзья, и скажу, кто ты». Так читатель, владеющий чтением-общением, и познает себя, вглядываясь в тех, о ком читает, вдумываясь в тех, о ком читает, вдумываясь в опыт, который осваивает, перенося его на себя и оценивая со своей точки зрения.
За полтора столетия наука о формировании читателя значительно продвинулась вперед, т.е. накопила объективно-истинные знания и о читателе, которого можно считать хорошим, квалифицированным, и о процессе чтения, о подходах к его становлению с помощью учителя, о законах, которые либо помогают учителю работать эффективно, либо, если он о них не подозревает, делают процесс обучения чтению мучительным и нелюбимым как для него самого, и для детей.
С точки зрения современной науки о формировании читателя, основное качество процесса чтения это уровень самостоятельности, к которому подготовлен ученик и при выборе книги-собеседника, и при озвучивании чужой речи таким образом, каким ее следует озвучивать, подчиняясь всем знаковым указаниям о смысле той беседы,
которую предлагает читателю книга, и при решении вопроса о том, сколько нужно и можно читателю общаться с книгой сразу, за один присест, без перерыва.
Как известно из педагогики и психологии, что самостоятельность - это очень важное свойство личности, которое характеризуется «двумя факторами: во-первых, совокупностью средств - знаний, умений и навыков, которыми обладает личность», чтобы умело осуществить определенную деятельность; «во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также складывающимися в процессе деятельности связями с другими людьми. Эти два фактора взаимосвязаны». Другими словами, чтобы осуществить любую деятельность, в том числе и читательскую, самостоятельно, не прибегая к непосредственной помощи других людей, человек, в нашем случае дошкольник, должен к моменту выполнения деятельности, во-первых, знать, какие
книги-собеседники существуют на свете и в его ближайшем окружении, как узнать нужную ему книгу среди других книг, чтобы выбрать для чтения именно ее; во-вторых, он должен уметь правильно, бегло, сознательно, выразительно прочитать текст, выделить, обдумать и оценить предложенный ему в книге опыт, ориентируясь на себя, на свои личные потребности и, наконец, в-третьих, никто при этом не должен его принуждать обращаться к книгам. Никто не должен даже напоминать ему о самой возможности обращаться в мир книг за какой-то
определенной книгой, чтобы ответить «на возникшие в душе вопросы» и тем самым приблизиться к идеалу человека разумного, посоветовавшись с мудрецом, специально оставившим для него недостающий ему опыт. Дошкольник, который обладает всеми этими достоинствами, и должен быть признан тем, кого мы называем квалифицированным, самостоятельным учеником - читателем, а его чтение, поскольку оно совершается без непосредственной помощи любого другого читателя, называем самостоятельным. Соответственно
несамостоятельным читателем будет тот, кто нуждается и при выборе определенной книги, и при озвучивании и освоении чужой речи, и даже при оценке того, насколько и чем именно беседа с книгой обогатила его личный опыт, в помощи более квалифицированного читателя, а на первой ступени обучения учителя-профессионала, так как читательская деятельность - это сложнейший вид интеллектуально-эмоциональной деятельности, присущей только человеку.
Итак, мотив обращения к книгам, желание читать, с одной стороны, и конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом, с другой, - это обязательный неразрывный тандем, который в процессе обучения, сплавляясь особое личностное свойство читательскую самостоятельность составляет сущность того, чему вам предстоит учить детей и что должно стать целью вашей работы при обучении детей чтению. Уровень читательской самостоятельности у поступающих в школу детей может быть нулевым или чуть-чуть отклоняться от нуля, но, как правило, только в каком-то одном отношении. Важно проследить, чтобы читательская
самостоятельность как главное качество процесса чтения у ваших учащихся совершенствовалось сразу - одновременно - по крайней мере в трех направлениях; в отношении техники озвучивания текста, в отношении умения видеть в книгах собеседников и ориентироваться в этих собеседниках по их внешним приметам в отношении полноценного восприятия прочитанного, что зависит от способа чтения.
Качества, закоторыми надо будет следить, имея в виду технику озвучивания закодированной языковыми знаками чужой речи, наши предшественники определили давно н правильно. Повторим их названия: это правильность, или безошибочность, прочтения текста беглость или темп, выразительность и сознательность восприятия
чужой письменной речи.
Мы рекомендуем запомнить эту терминологию, подумать над ней предварительно, а детально каждое понятие мы рассмотрим ниже. Сейчас же, нам остается обратить внимание па последнее обстоятельство, характеризующее
процесс чтения и уровень самостоятельности читателя, а именно на то, сколько времени ему полезно проводить за чтением, чтобы оно его обогащало, а не одурманивало мозг.
В этом отношении современные научные знания таковы: ребенок-первоклассник может продуктивно заниматься чтением без перерыва не более 10-15 минут; для второклассника эта норма увеличивается вдвое; в III классе самостоятельное вдумчивое чтение книги может прододо полутора часов: в IV классе - не более 2 часов подряд; потом надо непременно сделан, длительный перерыв, как бы ни хотелось продолжить чтение. лжаться от часа Обучая детей читать, вы должны их, как и себя, сразу приучить к тому, что беседа с книгой, как и разговор с очень
значимым, дорогим человеком, нуждается во внутренней переработке, в серьезном самостоятельном обдумывании, чтобы запомнить и осмыслить обращенные к тебе слова книги-собеседника. А для этого необходимо время. Кроме того, опыт такой переработки это результат обратной стороны чтения, т.е. особой деятельности, не менее важной, чем чтение-общение. И объем, так сказать, порции материала, подлежащие переработке, должны строго дозироваться сначала учителем, а впоследствии и самим читателем, чтобы серьезный доверительный разговор с книгой не превратился в пустое времяпрепровождение, оставляющее после себя лишь утомление.