«Огонь — друг, огонь — враг»
Цели:
1. Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.
2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
3.Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Оборудование: знак опасности, символ огня, сказка «Огонь — друг, огонь — враг», картинка с изображением пожарной команды, мяч, предметы-картинки для пожаротушения, светофорчики (красный — зеленый).
Предварительная работа: дидактическая игра «Кому что нужно», чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки».
Словарная работа, пожарные, языки пламени, задымление, пена, ожог.
Билингвальный компонент: огонь-от- fire, пожар – өрт-fire, спички-серенке- matches
Ход занятия
Воспитатель: Я вам покажу один из знаков, а вы должны сказать, как он называется. Правильно, это знак опасности.
А сейчас давайте поиграем. Я встану вот здесь, а вы будете называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному.
Дети по очереди перечисляют: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т. д.
Воспитатель: Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни. А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь ее отгадать
Воспитатель: Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова? Верно, это — огонь {показывает символ огня).
А сейчас я вам расскажу сказку про огонь: «Огонь — друг, огонь — враг». Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь где хотел — по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему?
Дети. Он сжигал все подряд. И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь,
померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на
своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился
Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его
Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом. Скажите, для чего
человеку нужен огонь?
Дети. Для того, чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т.д. Воспитатель: Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь — сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, он плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени — это сгорает ракетное топливо.
Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и погулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда. Скажите, от чего может возникнуть пожар? Дети. От спички, непотушенного окурка, не выключенной газовой плиты и электроприборов. Воспитатель: А что может загореться дома, в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем кроме огня еще опасен пожар?
Дети. Дымом — им можно задохнуться.
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит — руки нужно опустить. Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья, бензин, краска.
Воспитатель: Молодцы, садитесь.А сейчас поиграем в игру «Кросс-вопрос». Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то сможем назвать, что там изображено.
Вопросы к детям:
1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные.)
2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома.)
3. Какая у них работа? (Трудная, но интересная, тяжелая, но нужная людям.)
4. Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закаленными, ловкими, мужественными, находчивыми,
решительными.)
5.Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят
людей из огня, работают в огне, дыму.)
6. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении.)
7. По какому номеру вызывают пожарных? («101».)
8. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Что случилось и точный домашний адрес: улицу, номер дома и квартиры.)
Воспитатель: Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка — это пожарная машина. На ней
можно быстро примчаться на пожар.
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина.
А теперь встаньте, мы с вами поиграем с мячом. Игра называется «Лови — бросай, сразу отвечай».
|
|
Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)
Почему пожарная
машина красного цвета? (Чтобы ее было заметно на дорогах: красный — цвет
огня)
|
Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)
|
Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава.)
Чем тушат бензин? (Пеной.)
|
Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки.)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы проведем физминутку: игра «Топаем - хлопаем»
Правила игры: если дети поступают правильно - хлопают, если нет - топают:
Знаю я теперь, друзья, что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят, буду с ними я играть! (топают)
Коля убежал за дом, там играет от с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает, утюг больше не включает. (хлопают)
Таня с Ниною играют зажигалку зажигают. (топают)
Клим увидел: дом горит, мальчик «01» звонит. (хлопают).
Воспитатель: Нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается — запрещается». Возьмите в руки свои знаки — светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок — если это делать можно:
• в случае пожара вызвать пожарных по телефону «101»; бросать горящие спички;
кричать и звать на помощь взрослых;
оставаться в помещении, где начался пожар;
открывать окна и двери во время пожара;
закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем;
прятаться в угол, под шкаф, под кровать;
оставлять без присмотра включенные электроприборы;
двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
обливать водой стены, пол во время пожара;
пользоваться лифтом;
не бояться, слушаться во всем пожарных;
тушить водой горящие электроприборы;
обращаться к соседям за помощью;
по возможности пытаться тушить пожар;
включать газ, электроприборы, свет.
Воспитатель: Молодцы, садитесь, все правила назвали.
Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома — пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?
Дети. Он получает ожоги, задыхается от дыма.
Воспитатель: Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. Посмотрите, что надо сделать, если у вас небольшой ожог {показывает картинку).
Вы должны запомнить, что пожар — это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной. Электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.
Правила пользования электроприборами
• Если ты почувствовал запах горелой резины, увидел задымившийся проводок или заметил, что розетка или вилка электрического шнура при работе нагреваются, немедленно сообщи об этом взрослым, попроси вызвать
мастера-электрика.
• Не забывай выключать электроприборы из розетки. Причиной пожара может стать наша забывчивость, невнимательность, торопливость. Ты, наверное, знаешь, что есть вещества, которые могут легко загореться. Это
легковоспламеняющиеся жидкости: бензин, керосин, нефть. Эти вещества следует держать подальше от огня, так как они могут мгновенно вспыхнуть. Погасить горящие нефть, бензин или керосин водой невозможно — эти жидкости легче воды, поэтому они продолжают гореть, всплыв на поверхность воды. Как ты думаешь, чем их можно потушить?
Их тушат песком или специальной смесью. Люди придумали специальные приборы — огнетушители, которые есть в каждом учреждении, в транспорте и пр.
Воспитатель: Молодцы! Правила пожарной безопасности знаете!
Дети подводят итог, что при возникновении пожара нужно звонить «101», назвать свой адрес.
Заключительная часть:
Мы сегодня с вами хорошо поработали. Молодцы! Я хочу подарить вам смайлики за знания правил безопасного поведения!