Технологическая карта
Образовательная область: Коммуникация
Тема: «Дикие животные»
Раздел: русский язык
Цель:Рассширить представления детей о жизни диких животных через театрализацию русской народной сказки
«Теремок».
Задачи: Образовательные:Дать представления обобразе жизни диких животных, их питании, жилище, о том, как готовятся к зиме животныев лесу.Обогатить словарь за счет имен существительных, имен прилагательных, глаголов, притяжательных прилагательных. Упражнять вобразовании сложных прилагательных. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Научить изменять слова при помощи суффиксов –ищ.
Развивающие: Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме. Способствовать развитию фонематического восприятия. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных. Использовать элементы театрализации. Воспитательные:Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников. Вызвать интерес детей к явлениям природы, формировать заботливое отношение к животным,окружающей природе.
Словарная работа: дупло, берлога, логово,нора, усищи, зубищи, лапищи, хвостищи, колючий, хитрый, злой, голодный,прятаться,
охотиться, выглядывать и др.), (тонконогий, длинноухий, длинноногий, лосиный, ежиный, лисий, волчий.
Билингвальный компонент: ін, апан,қуыс, мұртты, аяқтар, тікенекті, жабайы аңдар, аң аулау, аш, ашулы, тығылу, сығалау.
Оборудование: слайды по теме, раздаточные карточки, иллюстрации животных, маски, банер.
Этапы урока
|
Формы работы учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивационно-побудительный |
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. -Сәлеметсізбе! –Здравствуйте! -Helloy! А сейчас встанем и скажем дружно наш круг радости: В круг скорее становись, Крепко за руки держись Подари улыбку-смайлик, Пусть улыбка как журавлик, Полетит в сердца друзей |
Дружно здороваются с гостями. Становятся в круг и выполняют круг радости. |
Организационно-поисковый |
Ребята, послушайте, кто-то стучится к нам. Ой, прилетела к нам сорока. Принесла нам письмо из леса! И хочет тоже поучаствовать с нами на занятии. Садись сорока, мы тебя приглашаем. Давайте, вместе посмотрим, что в нем. (Открываем конверты с загадками.) А, это загадки. Разгадав их мы узнаем о ком будем говорить? 1. Живёт в норке, грызёт корки. Короткие ножки, боится кошки (показывается иллюстрация и прикрепляется на магнитную доску) 2.Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой
3. Кто зимой холодной Ходит злой, голодный
4.Что за зверь лесной Встал как столбик под сосной И стоит среди травы- Уши больше головы?
5 Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней
6.Скачет зеленая зверушка Не рот, а ловушка Попадут в ловушку И комар и мушка
Из какой сказки эти герои? Молодцы, ребята, все отгадки этих загадок герои сказки «Теремок». 1. Как можно назвать жителей теремка одним словом?
2. А какие они животные? Тема: «Дикие животные» (Слайд)-1 (Сообщение темы занятия) Ребята, я приглашаю вас в гости к сказке «Теремок» на новый лад. (Музыка -1-2 мин) Раз – два – три – сказка оживи. (выкладывается игровое поле Теремка) (Слайд – 2) I.Расширение словаря по теме.
Педагог: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает: РЕБЕНОК-МЫШКА: (Диана) Тук, тук, тук, терем, теремок, кто в тереме живет, кто в невысоком живет? Пусти меня к себе жить? ТЕРЕМОК: - Я стою здесь в поле один, пущу, если ребята скажут как называются жилищеживотных? Педагог: Ребята, поможем мышке, ответим на вопросы ТЕРЕМА.(слайд -2)
1) Где живет волк? 2) Как называется дом лисы? 3) А как называется домик белочки? 4) Имеет ли заяц свой дом? 5) Где спит зимой медведь? (слайды) 3-7
(Вошла мышка в терем и стала там жить.)
Педагог: Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала: РЕБЁНОК-ЛЯГУШКА: - Ква-ква-ква, кто в тереме живет? Кто в невысоком живет? - Я, мышка норушка. -И я хочу жить с мышкой. Пусти меня теремок к себе жить. ТЕРЕМОК: - Пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных. А, ну-ка, дети поможем лягушке. Ответим на вопрос. II.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Как зовут детенышей животных?–(слайды) 8-13 1. Как зовут детеныша волка? 2. Как зовут детеныша медведя? 3. Как зовут детеныша лисы? 4. Как зовут детеныша зайца? 5. Как зовут детеныша белки? 6. Как зовут детеныша ежа? -Теремок: -Молодцы, правильно ответили ребята на вопросы, заходи ко мне жить. (Вошла лягушка в терем и стала там жить) . Педагог: Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает: - РЕБЁНОК-ЗАЙЧИК: - Тук, тук, тук Кто в тереме живет? -Я мышка-норушка, я лягушка- квакушка. - Пусти и меня теремок к себе жить. -ТЕРЕМОК: Пущу, если ребятаназовут диких животных ласково. Дети, поможем зайцу, ответим на вопросы? 1. Как можно ласково назвать зайца? 2. Как же можно назвать белку? 3. А как волка? 4. И лису, давайте, назовем ласково … 5. Ну, а медведя мы конечно назовем… Молодцы, ребята справились с заданием, заходи ко мне жить. (показываются иллюстрации) (Вошёл зайчик в терем и стал там жить.) Ребята, вот живут уже в тереме наши зверушки дружно и захотелось им поиграть на лужайке. Выходите дети, поиграем вместе. 6. Физминутка: Вот и зайка поскакал, От лисы он убежал, Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет! Вот мы спрячемся сейчас, Не найдет тогда он нас! Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму он проспит.
III.Образование притяжательных прилагательных.
Педагог: Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает: -РЕБЁНОК-ЛИСИЧКА: - Тук, тук, тук, Кто в тереме живет? -Я мышка-норушка, я лягушка- квакушка, я зайчик-побегайчик. - А я лисичка-сестричка. Пусти меня, теремок, к себе жить. -ТЕРЕМОК: Пущу, если дети покажут, чьи это лапы и хвосты. (по раздаточным карточкам) Ребята, давайте повторим хором: Это заячий хвост, это лисий хвост, это волчий хвост, это медвежий хвост) (Слайд) 14
(Вошла лисичка и стала там жить.)
IV. Употребление сложных прилагательных (слайды )15-21 Педагог: Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает: РЕБЁНОК-ВОЛЧОК: - Тук, тук, тук, Кто в тереме живет? -Я мышка-норушка, я лягушка- квакушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка. - Пусти меня теремок к себе жить. ТЕРЕМОК: - Пущу, если ребятасоставят из двух слов сложные слова. 1.Если у лисы лапы тонкие, то она какая? 2. Если у зайца уши длинные, то она какая? 3. Если у белки рыжий хвост, то она какая? 4. Еслиу медведя короткий хвост, то он какой? 5. Если у ежа острый нос, то он какой? 6. Если у зайца косые глаза, то он какой? 7. Если у лося длинные ноги, то он какой? Молодцы, ребята, вы верно справились с заданием.
- Вошел волк и стал там жить.
Образование существительных с суффиксом –ищ (слайды с21по 25) Педагог: Теперь садимся тише, тише – Притихнем в тереме словно мыши.Ходит тут медведь по лесу, хочет он очень меда, а где искать – не знает. Видит теремок и рычит: -РЕБЁНОК-МЕДВЕДЬ: Тук, тук, тук, кто в тереме живет? - Я мышка-норушка, я лягушка- квакушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка, я волчок-серый бочок. А ты кто? - А я медведь, ищу я себе корм и место для жилья.Пустите меня к себе. - ТЕРЕМОК: пущу, если ребята скажут у кого что? ПЕДАГОГ: Дети, поможем медведю, ответим на вопросы терема: 1. Если у тигра усы, то у тигрицы что? 2. Если у лисицы хвост, то у лиса что? 3. Если у медведицы лапы, то у медведя что? 4. Если у волчицы зубы, то у волка что? - Вошёл медведь в теремок и стал там жить. 6 .Составление рассказа-описания (слайды с 26по 31) Педагог: Молодцы, ребята! Вот мы и рассказали сказку «Теремок» на новый лад. Герои сказки можете занять свои места.Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать? Давайте расскажем о медведе поподробнее по картинкам. Дети рассказывают рассказ-описание цепочкой. План: 1. Медведь какое животное? 2.Чем питается медведь? 3. Что любит медведь? 4. Что делает медведь зимой? 5.Чем лакомится медведь? |
(мышь)
(медведь)
(волк)
(заяц)
(лиса)
(лягушка)
«Теремок» (животные). (Дикие)
(Волк живет в логове.Дом лисыназывается норой.Домик белки называется дупло. Заяц не имеет своего дома, он живет под кустиком. Медведь спит в берлоге.)
(У волка-волчонок, у лисы-лисенок, у Зайца-зайчонок, у медведя-медвежонок, у белки бельчонок, у ежа-ежонок).
(Заяц-зайка, , белка-белочка, волк-волчок, лиса-лисичка, медведь-мишка).
(Прыжки на двух ногах на месте) (Руки на поясе, наклоны в стороны) (Медленно присесть, прячась) (проимитировать сон)
Работают по раздаточным картинкам «Чей это хвост»: Это хвост заячий, лисий, волчий, медвежий)
(Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая, если у зайца уши длинные – длинноухий, если у белки рыжий хвост – рыжехвостая, если у медведя короткий хвост – короткохвостый, если у ежа острый нос – остроносый, если у зайца косые глаза –косоглазый, если у лося длинные ноги – длинноногий.
-Медведю
Медведь дикое животное. Медведь питается ягодами, травой. Медведь любит ловить рыбу. Зимой медведь уходит в зимнюю спячку.Медведь любит лакомиться медом. |
Рефлексивно-корригирующий
|
Итог занятия: Ребята, мы сегодня рассказали сказку «Теремок» через задания с которыми вы прекрасно справились. Наши герои дружно и весело стали жить в своём теремке. А какие пословицы вы знаете про дружбу? (пословицы про дружбу) (Сюрпризный момент) ? Молодцы, ребята!
Вот мы и завершили наше занятие. Спасибо, ребята! Занятие закончено, досвидания |
Друга ищи, а найдешь- береги. Друг познается в беде. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Друзья-не разлей вода. Старый друг лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей |
Ожидаемый результат:
Знать:названиядиких
животных, их жилище, детенышей.
Иметь: представлениео
жизни диких животных, навыки театрализации.
Уметь: внимательно слушать педагога и сверстников,образовывать имена прилагательные, сложные слова,
составлять рассказ-описание.