«Как развивать воображение у детей?»
Под воображением понимают познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет
представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. То есть воображение - это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов; воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. В 3 года воображение начинает развиваться, и прежде всего в игре. Первые его проявления связаны с обыгрыванием предметов. Малыш с одним предметом, а воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместо мыла, стул – это машина, на которой дети путешествуют.
К 4 годам проявления воображения ребенка можно наблюдать не только в игре, но и на занятиях. В этом возрасте большинство детей осваивают первое творческое действие – «опредмечивание», которое состоит в том, малыш превращает заданный элемент действительности в какой-либо предмет. Так, например, ребята младшей группы с удовольствием участвуют в игре «Какая игрушка?». Четырехлетнего малыша можно также попросить продолжить незаконченную сказку, обычно ребята дополняют ее несколькими предложениями. В нашей средней группе №7 мы взяли долгосрочный проект по развитию воображения детей: провели собрание на эту тему, создали информационный уголок для родителей, периодически обновляем папки передвижки, проводим по плану вариативной части занятия с детьми на развитие воображения, провели круглый стол, где участвовали дети и родители.
5 годам действие опредмечивания продолжает оставаться основным при выполнении ребенком заданий, требующих от него воображения. Это проявляется при выполнении заданий на дорисовывание
незаконченных изображений.
В 6-7 лет –может использовать незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения.
Развивающие игры для детей на развитие воображения
Необычные рисунки
Игра разбивает воображение, художественные навыки, мелкую моторику
◈ На поднос насыпьте тонким слоем манную крупу. Покажите, как пальцем можно чертить разные линии и фигуры. Позвольте ребенку рисовать как правой, так и левой рукой.
◈ Точно так же можно рисовать в воздухе, причем не только пальцами.
◈ Очень полезно для развития координации рисовать носом, глазами (это еще и хорошая зарядка для глаз), даже ногами (лежа на полу или пальцами ног в положении стоя).
Кубики, конструкторы
Игра развивают воображение, восприятие
◈ Кубики вообще игрушка универсальная. Они бывают разного и цвета. Как правило, кубики делают деревянные или пластмассовые. Пластмассовые легче, зато деревянные приятнее на ощупь.
◈ Играть с ними можно во что угодно: строить башни, гаражи, пирамиды. Правда, большинство маленьких детей первое время предпочитают ломать все эти сооружения.
Облака Игра развивает воображение
◈ Бывают такие дни, когда облака на небе создают волшебную сказку, наблюдать которую сплошное удовольствие. Из окна дома вечером, на пляже или на даче разглядывать облака очень увлекательно. На что похожи облака? На
собаку, на горы, на машину, на дракона.
Детская фантазия не знает границ!
Играйте на здоровье!!!