Играем с конструктором.
Одно из любимых детских занятий в нашей группе – конструирование, т.е. создание из отдельных
элементов чего-то целого: домов, машин, мостов… Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда дети строят, они ориентируются на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель.В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или
игрушек (жилой дом, школа, детский сад, домик) создаются условия для творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой,
позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.
Впроцессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение
целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, . Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.
Во время игр с конструктором дети усваивают правильные геометрические названия деталей
строительного набора (куб, брусок, пластина и т.д.), узнают об особенностях геометрических тел: у
куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника противоположные стороны равны и т. д.После занятиймы обязательно закрепляем с детьми
полученные знания и умения в процессе игр, в индивидуальной работе во второй
половине дня. Мы предлагаем детям строительный материал, вовлекая их в игру(
-Ребята, давайте построим большой, красивый корабль и отправимся на нём в
путешествие)Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы
дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом.В
процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия
направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.п.), овладевают и
такими понятиями, как «высокий - низкий», «широкий - узкий», «длинный -
короткий».Конструирование в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования
моральных качеств личности ребенка. Конструирование в игре имеет большое значение для организации
дружного детского коллектива. Дети учатся совместно выполнять общую работу вместе строят машины, например «Наша улица», вместе строят мост, корабли и др.). В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения.
В играх эти умения углубляются и закрепляются. Таким образом, при определенной обучения конструированию и руководства конструктивными играми
совместная их деятельность предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе. В процессе конструирования осуществляется физическое
совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.Во всех видах
конструирования дети относятся к материалу бережно, развивают художественный вкус, память, воображение, мышление, глазомер, мелкую моторику рук, воспитывают самостоятельность, наблюдательность, силу воли, в конце анализируют, начатое дело доводят до конца.
Самое главное и ценное — это то, что конструктор, как и любая игра, сближает с ребенком. Мы общаемся и заняты общим делом, что и объединяет.