Важное место в музыкальном воспитании занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру, что способствует постановке певческого дыхания. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Также, это отличная профилактика ОРВИ, бронхитов и сезонных заболеваний дыхательных путей.
1. «Часики». Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 6-7 раз.
2. «Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать
медленный выдох с произнесением звука «п-ф-ф-ф». Повторить 4 раза.
3. «Петушок». Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть, а затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох). Повторить 4 раза.
4. «Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».
Повторять в течение 20 секунд.
5. «Веселый мячик». Стать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к
груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком «у-х-х-х» (выдох, догнать мяч. Повторить 4-5 раз.
6. «Гуси». Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с
произнесением длительного звука «Г-у-у-у». Повторять минуту. Эти упражнения необходимо повторять не менее двух раз в день.
7. «Насос» Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с»,
«с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону. 8. «Регулировщик» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз.
9. «Лыжник» Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м- м-м-м». Для детей старшего возраста дыхательная гимнастика становится игрой, которую можно найти везде. Например, в кафе, где можно побулькать в стакан с соком через трубочку. Специалисты утверждают, что это замечательное упражнение для дыхания. Важно, чтобы ребенок при бульканье не надувал щеки, а губы держал в одном, неподвижном положении.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не
дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще .
Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:
• Укреплять физическое дыхание детей (без речи)
• Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
• Тренировать силу вдоха и выдоха.
• Развивать продолжительный выдох.
Лечебное воздействие:
• Положительно влияет на обменные процессы, играющие
важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочные ткани;
• Способствует восстановлению центральной нервной системы;
• Улучшает дренажную функцию бронхов;
• Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
• Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:
• Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая) .
• Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено - воздух должен сам уходить после каждого вдоха.