КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ "ДОСТЫҚ" БАЛАБАҚШАСЫ КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ       ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ

Инстаграм

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Формирование воображения у дошкольников в процессе игровой деятельности

14.03.2018

На земле не существует ребенка, лишенного воображения, как нет детей, не умеющих и не любящих играть.

И неудивительно: эти процессы взаимосвязаны. Воображая, додумывая непонятное, малыш осмысливает новые знания об окружающем мире, играя - воспроизводит осмысленное.

Несмотря на то, что любой ребенок наделен воображением, оно далеко не у всех развито одинаково хорошо.

А резервы для развития этого процесса есть у каждого без исключения малыша. Поэтому нами, воспитателями, уделяется  особое внимание развитию их фантазии и творческих способностей.Как показали исследования Я. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого  
и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и являются условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствуют саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в детском саду.

Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а так же вновь полученных знаний.

Задача взрослых – всячески развивать у детей способности к воображению. В психологии принято отмечать, что

воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.  Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Но при отсутствии предмета, пригодного для скакания, он не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет ролевая игра. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия.

      В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают в играх, что говорит о развитии воображения. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

       В нашем детском саду № 14 « ДОСТЫК» основной технологией обучения дошкольников является технология ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Многолетний опыт работы по данной технологии позволил подготовить и активно использовать многие дидактические материалы, игры, специфические методы и приемы по развитию воображения у дошкольников. Результаты данного опыта помогли сделать позитивные выводы о роли воображения и способах его развития. Однако, так было не всегда. Чаще всего, ребенок, сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки. При этом дошкольники трех-четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят уже известное. Так, один мальчик заявил однажды: «Вот послушайте, как я сочинил: «Ласточка с весной в сени к нам летит». Другой ребенок также был уверен, что он автор следующих строк: «Не боюсь я никого, кроме папы одного…» Нравится, как я сочинил?» Его пытаются вывести из заблуждения: «Это не ты сочинил, а Пушкин: «Не боишься никого, кроме бога одного». Ребенок разочаровался: «А я думал, что это я сочинил». В подобных случаях детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работы воображения.  С помощью технологии ТРИЗ, дошкольник комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания. Нетрудно проследить происхождение всех элементов, вошедших в сказку. Это образы знакомых сказок, но новое их объединение создает фантастическую картину, не похожую на ситуации, воспринимавшиеся ребенком или рассказанные ему.     Дети  фантазируют по самым различным поводам.        Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности. Воображение у детей - вершина познавательного процесса, который включает в себя восприятие информации, запоминание,

осмысление, воспроизведение. Воображение дает возможность не просто воспроизводить информацию, а творчески комбинировать ее, изменять форму, даже создавать новое на основе того, что мы знаем и умеем.

Характерной особенностью детского воображения является его яркость, большая эмоциональность. Многочисленные наблюдения показывают, что в своей игровой и изобразительной деятельности, в словесном творчестве ребенок дошкольного возраста воспроизводит те объекты и события, которые поражают его

воображение, эмоционально его захватывают. Интересный рассказ, спектакль, события, взволновавшие ребенка, сейчас же находят отражение в его рисунках, играх. Как правило, сами сюжеты творческих игр у дошкольников определяются областью явлений, эмоционально значимой для детей. В игре для ребенка чрезвычайно важно, чтобы взятая им роль была эмоционально привлекательна. Часто дети-дошкольники отказываются брать на себя роль

отрицательного персонажа или играют ее с большой неохотой.

В процессе воображения у ребенка имеет место как комбинирование ранее полученных представлений, так и их преобразование, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся представлений. В процессе воображения происходит выделение отдельных черт и тех образов, которые возникли при восприятии, и создание на их основе новых образов. Особый интерес имеет процесс построения образов детьми при восприятии ими сказочного материала. В этом мы убеждаемся при подготовке и проведении праздников, утренников, концертов и во время занятий  с детьми.

       Нельзя не отметить влияние воображения на эмоциональную сторону развития ребенка. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъем. Для успешной педагогической

деятельности эта функция воображения имеет первостепенное значение.  Воображение дает начало способности к открытиям, помогает находить новые способы решения задач и проблем, возникающих перед ребенком.

     Существует  большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности в целом. Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психической деятельности человека. Воображение развивается прежде всего в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой-то  “кусочек фантазии “, но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности – ее интересов, знаний, эмоционального настроя.

  Литература:

1.Выготский Л. С Развитие высших психических функций.- М, 1960.

2.Развитие познавательныхпроцессов., под редакцией А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина, - М, 1964

3.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учебное пособие. - М.,2002.

4.Немов Р.С. Психология: Учебник в

3 т. для студентов высших педагогических заведений.- М., 2004.

5.Психология под ред. И. В. Дубровиной МОСКВА 1999 С 159-164].


 

 

 

Просмотров: 235


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст