«Правила дорожного движения»
Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице.
Задачи:
• Расширять знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с понятиями «пешеход»,
«переход», «светофор», «проезжая часть дороги», «тротуар»;
• Закреплять знания детей о зданиях города (жилые, общественные);
• Расширять представления детей об улице;
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций;
• Рассматривание карточек с изображением дорожных знаков;
• Чтение литературных произведений по теме;
• Беседы по теме;
• Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Мы едем в гости к бабушке» и т.д.
Материалы и оборудование:
• Карточки «Дорожная безопасность»;
• Карточки «Дорожные знаки»;
• Макет светофора.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и попробуйте их отгадать!
1.В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица)
2.Хоть имеет он три глаза,
Но не смотрит всеми сразу,
А глядит всегда одним,
Ну а мы — следим за ним. (Светофор)
3.Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая. (Тротуар)
4.Полосатая лошадка,
Ее «зеброю» зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут. (Пешеходный переход)
5.Я по городу иду,
Я в беду не попаду.
Потому что твердо знаю -
Правила я выполняю. (Пешеход)
Воспитатель: Ребята, мы живем в большом красивом городе с широкими улицами и проспектами.
По ним движутся легковые и грузовые машины, едут троллейбусы,
автобусы и никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие
правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь,
мы должны строго соблюдать установленные правила дорожного движения. А
соблюдать эти правила нам помогут знания!
Воспитатель: Дети, мы с вами рассматривали иллюстрации нашего города. А теперь,
давайте посмотрим на картинки, вы видите, что дома стоят вдоль дорог.
Посмотрите, здания в городе бывают разные: жилые, где живут люди, и нежилые
(общественные), например: поликлиника, детский сад, аптека, школа,
магазин.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и покажите мне, где ходят люди?
(Дети показывают, где ходят люди, опросить 4-5 детей).
Воспитатель: Дети, скажите, а как называется эта часть улицы? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно! От здания к зданию можно пройти по тротуару – это
дорожки для людей, которые проложены вдоль улиц (показать детям тротуар).
Ребята, а покажите на картинках, в каких
домах вы живете? В высоких, низких? (ответы детей).
Воспитатель: Итак, мы узнали с вами, что люди ходят по тротуарам. А скажите
мне, ребята, как перемещаются машины, автобусы, троллейбусы? (ответы детей).
Правильно, они едут по дороге.
И та часть дороги, по которой едут машины, называется проезжей частью улицы. Давайте
посмотрим на макете на проезжую часть. Мы видим, что посередине дороги
проведена белая полоса, она разделяет потоки машин и называется разделительной.
Одни машины едут в центр города, а другие едут из центра.
Воспитатель: Ребята, скажите, вы когда-нибудь переходили дорогу с родителями? (Ответы детей). Тогда
покажите мне, как вы с родителями это делали.
(Дети «переходят дорогу», согласно сигналам светофора 3 -4 раза).
Воспитатель: Молодцы! А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Дорожная».
(Детичитают стихотворение и выполняют соответствующие движения)
- Дорога не тропинка, дорога не канава…(шагают),
- Сперва смотри налево, потом смотри на право (повороты головой),
- Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,(повороты головы с улыбкой),
- Топни правою ногой: раз - два - три, (топают ногами),
- Покачай головой: раз - два - три (покачивание головой),
- Руки вверх ты подними и похлопай: раз - два - три(хлопки над головой).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что светофоры не везде стоят, где надо перейти дорогу?
Что же делать людям?(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, полицейские придумали правила, как переходить проезжую
часть дороги. Люди, которые ходят пешком называются – пешеходами, а место, где
пешеходам разрешается переходить дорогу, называется «пешеходный переход».
«Пешеходный переход» обозначается «зеброй» и специальным дорожным знаком.
(Воспитатель показывает детям «зебру» и знак «пешеходный переход»).
Воспитатель: И если около пешеходного перехода нет светофора, не беда. Для
того, чтобы перейти улицу, надо посмотреть налево, если нет машин дойти до
разделительной полосы, а затем посмотреть направо, и если нет машин перейти
улицу до конца. Давайте с вами попробуем перейти нашу улицу! (3 -4 раза).
Воспитатель: А теперь, давайте изготовим
дорожные знаки для пешеходных переходов.
Дети рассаживаются за столы и приступают к разукрашиванию заготовок дорожного знака.
Воспитатель: Исмагулова Г.К.