Детский сад №14 «Чайка» под руководством директора А.И. Каппасова называют островком детского счастья. Здесь весело, интересно и радостно. И воспитатели делают все для того, чтобы дети овладели не только определенной
суммой знаний и умений, но и могли в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать.
Выполняя и претворяя в жизнь основные направления развития дошкольного образования и активно используя все доступные возможности для развития творческой личности ребенка - дошкольника наше дошкольное учреждение работает, внедряя технологию
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в образовательный процесс. Опытные, высококвалифицированные, творческие
педагоги активно заинтересовались внедрением инновации в работу дошкольного учреждения. В
нее вошли воспитатели высшей категории Газизова .А., Арехова С.А., Егорова В.Л, Богданова Н. А., Меркуль Л. Д., Лучко А.А.,
Романова Г.В., научный руководитель Иванова Т.Б. и заместитель директора. Приступая к экспериментальной деятельности, мы план пошаговых мероприятий на каждый этап работы.
На каждом этапе планирования деятельности воспитатели ставили определенные задачи: поэтапное внедрение знаний, умений и навыков в педагогический процесс, расширение и закрепление инноваций, использование творческих потенциальных возможностей
каждого воспитателя.
Нами запланированы и проведены: семинары - практикумы «Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста методами теории изобретательских задач (ТРИЗ); тематические часы « Методы и приемы работы с детьми по технологии ТРИЗ», выступления на
педсовете; выставка специальной литературы «ТРИЗ дошкольникам»; регулярные обзоры периодических изданий по обмену опытом педагогов, работающих по данной технологии.
Для работы по технологии «ТРИЗ» в каждой группе подготовлен демонстрационный и раздаточный материал, пособия «Волшебный сундучок», «Волшебные очки», «Чудесная лесенка», «Волшебный калейдоскоп», «Подзорная труба». Имеются картотеки ТРИЗовских игр, методические рекомендации. Нодо отметить, что все воспитатели работают с энтузиазмом и большим желанием. Кто нашел интересную книгу, кто-то материал в интернете – все делились опытом, рассказывая друг другу о собственном видении проблемы.
Поэтапное внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс проходило в двух направлениях: работа с детьми и работа
с родителями. В работе с детьми воспитатели широко используют такие игры, как «Волшебный сундучок», «Волшебные очки», «Чудесная лесенка», «Черное – белое», «Хорошо – плохо», «Скажи наоборот», «Увеличить – уменьшить», «Коллаж из сказок», игры с противоречиями,
которые дети решают с помощью алгоритма. Начало мысли, начало интеллекта, там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного».
Мы стараемся всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, которые мы, воспитатели,
стараемся использовать в игровых и сказочных задачах.
Нами планируется и фиксируется работа с родителями. В каждой группе имеется информационный стенд «Это странное слово ТРИЗ!», материалы которого постоянно обновляются. Проведены родительские собрания «Развитие творческого мышления дошкольников
на основе ТРИЗ », «ТРИЗ - педагогика в работе с дошкольниками», открытые занятия с участием родителей «Волшебный колобок», «Ель, ёлка, ёлочка», выставки детского творчества «Я познаю мир», «О чем мечтает колобок».
Расширение и закрепление инноваций, использование творческих потенциальных возможностей каждого воспитателя
проводится в форме презентационных выступлений на областном и городском семинарах, в коллективе, публикации материалов в прессе, организации открытых занятий для участников методических объединений, участие в ежегодной международной ярмарке социально - педагогических инноваций и т.д. Были удостоены похвал на методических объединениях открытые просмотры занятий Богдановой Н. А., Ареховой С.А., Меркуль Л.Д., презентация на областном семинаре Газизовой Г.А., мастер – класс из опыта работы показали на педагогическом совете воспитатели Егорова В.Л., Газизова Г.А., Богданова Н.А.
В соответствии с этим, работа воспитателей непосредственно связана с планом-программой пошаговых мероприятий экспериментальной работы, в которую вошли следующие виды деятельности: отчет воспитателей, подготовка
материалов для итогового сборника по эксперименту, выступление на городских и областных семинарах, на педагогическом совете «Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе детского сада», издание методического
пособия по использованию технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, обобщение педагогического опыта по технологии ТРИЗ.
Хочется заметить, что педагогический потенциал наших педагогов достаточно высок. Однако, творческая экспериментальная работа помогает выявить энергичных, инициативных, неординарно-мыслящих и знающих свое дело воспитателей.
Результатом работы воспитателей нашего детского сада являются призовые места на городских и областных смотрах. Гран - при заняла на городском конкурсе «Знаток казакского языка» М. П. Ищенко, так же наши дошколята удостоены кубками и дипломами на интеллектуальных турнирах.
Мы считаем, что наши дошколята – маленькие изобретатели, обладают творческим и логическим мышлением и смело шагают по стране знаний.