Цель: Формировать представление о малой Родине на основе ознакомления с ближайшем окружением.
Развивать способности к практичному и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Воспитывать гражданские чувства, чувства любви и уважения к Родине, к государственным
символам страны, чувства бережного отношения к природе родного края.
Задачи: Дать знания детям о географическом положении родного края на карте Казахстана, показать, взаимосвязь жизни людей от природных ресурсов т географического положения.
Расширять знания о природе родного края.
Воспитание любви к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Формирование межличностных отношений.
Побуждение детей к проявлению сострадания, заботливости, внимательности по отношению к
близким людям, друзьям и сверстникам.
Закрепление умения рисовать предмет, передавая его отличительные черты, форму и строение.
Создание эмоционального благополучной атмосферы в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения.
Предварительная работа: экскурсии по родному городу, просмотр видеофильма о
Кокшетау, рассматривание иллюстрации о городах Казахстана, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений и пословиц о Родине, беседы, слушание народной музыки.
Материал: Географическая карта Казахстана, видеоролик «Государственные символы Р.К.», иллюстрации о Кокшетау, пазлы «Виды Кокшетау», картинки для работы с картой, лепестки цветка, тир шанырака для игры, альбомные листы, фломастеры, аудиозапись кюя Курмангазы, аудиозапись мелодии «Гимн детского сада «Чайка».
Ход занятия:
1. Утренний круг.
Дети: Здравствуй, мир!
Здравствуй, свет!
Здравствуй, добрый человек!
Воспитатель: Детский сад у нас хорош
Лучше сада не найдешь!
Есть традиция такая!
Дети: По утрам ты для друзей
Слов хороших не жалей!
Друга за руку беру,
Слово доброе скажу
«Здравствуй, друг!
Вот и я! Мы теперь с тобой друзья!»
Воспитатель:
Ребята, улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки нашим гостям.
Дети занимают свои места за столами, звучит аудиозапись кюя Курмангазы. Ребенок читает стихотворение:
О, Казахстан, любимый сердцу край!
Здесь не один поэт своей след оставил.
Сиянье гор твоих воспел Абай,
Простор степей – Жамбыл прославил.
Здесь реки горные светлей слезы,
Цветы и травы солнцем налитые,
О них нам прозвенел Курмангазы,
Вплетая в струны кюи золотые!
Воспитатель:
- О чем, ребята, говориться в стихотворении? (ответы детей)
Воспитатель:
У каждого человека на земле есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, вы знаете много пословиц о Родине.
Дети говорят пословицы на казахском и русском языке.
Отанды сұю – отбасыннан басталады.
Любовь к Родине у семейного очага рождается
Отан – оттан да ыстық.
Тепло Родины своей, огня пламенного горячей
Түған жердей жер болмас,түған елдей ел болмас.
Нет земли лучше Родины своей, лучше, чем на Родине нет людей.
Воспитатель:
Правильно, ребята! Родной край близок и дорог сердцу каждого из нас. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь.
В этом году наша страна встречает большой праздник – 20-летие независимости Республики Казахстан.
Знать историю родного края – значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.
- Как называется наш родной край?
Дети: Город Кокшетау – областной центр, а наша область называется Акмолинская.
Воспитатель: Ребята, покажите наш город и нашу область на карте Казахстана.
Дети: Выходит ребенок, показывает границы Акмолинской области, г.Кокшетау,
отмечает, что столица Казахстана г.Астана входит в состав нашей Акмолинской области.
Воспитатель: Назовите наших соседей, которые граничат с нашей областью
Дети называют соседние области и показывают их на карте: Северо-Казахстанская область, Кустанайская область, Павлодарская область.
Воспитатель: Назовите заповедные места нашего края.
Дети: Зеренда, Боровое. В этих местах красивая природа: озера и леса. Здесь находятся санатории
и дома отдыха
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови одним словом»
Реки, озера, моря – водоемы
Астана, Караганда, Кокшетау – города
День Знаний, Новый Год, Наурыз – праздники
Герб, флаг, гимн – государственные символы.
Воспитатель: Ребята, наша страна богата природными ресурсами. А вы знаете какими?
Дети: Берут эмблему с изображенными ресурсами и прикрепляют к карте, называя регион Казахстана.
Акмолинская, Кустанайская, Северо – Казахстанская области – урожаями пшеницы.
Каспийское море – рыбой; Алма – Ата – фруктами; Западный Казахстан – нефтью и газом. Караганда – углем и космодромом «Байканур».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы знаете чем богата наша страна. Но
главное богатство страны – ее народ! Назовите три символа государственности нашей страны.
Дети: герб, гимн, флаг.
Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть видеоролик о государственных символах просмотр видеоролика «Три символа государства».
Воспитатель: Как называются люди Казахстана?
Дети: Казахстанцы, граждане Республики Казахстан.
Воспитатель: А дети?
Дети: Дети – маленькие граждане Республики Казахстан.
Воспитатель: Какие права есть у маленьких граждан Казахстана?
Дети: называют свои права, составляя из лепестков цветок.
1. Ребенок имеет право на гражданство своей страны.
2. Ребенок имеет право на имя и фамилию.
3. Ребенок имеет право на семью.
4. Ребенок имеет право на неприкосновенность.
5. Ребенок имеет право на образование и учебу.
6. Ребенок имеет право на лечение.
Воспитатель: Ребята, вы знаете свои основные права, а какие у вас обязанности?
Дети: Любить Родину, уважать государственные символы, беречь природу, хорошо учиться, не ссориться с друзьями, слушать старших.
Воспитатель: Дети, а вы любите свой родной город? Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери пазлы и
расскажи, что собрал». Для этого вам нужно разделиться на две команды. Вам нужно собрать картинку с видами Кокшетау и составить рассказ о том, что на ней изображено. Задание будите выполнять самостоятельно.
Дети выполняют задание. На доске вывешиваю большие иллюстрации этих зданий. Дети, выполнив задание, по очереди выходят к доске, показывают иллюстрацию, называют то, что на ней изображено и рассказывают свой рассказ.
Воспитатель: Дети, вы отлично справились с этим заданием, теперь предлагаю поиграть в игру «Да-нет»
Воспитатель загадывает слово «юрта»
Дети задают вопросы:
Это живое? – нет
Это растение? – нет
Это приносит пользу людям? –да
Это одежда? – нет
Это стоит на земле? – да
Люди живут в этом?-да
Это дом? – нет
Это юрта? – да
Воспитатель: Я загадала слово «юрта». Вы его отгадали. Предлагаю поиграть в игру «Построй юрту».
На ковре лежат три обруча, символизирующие шанырак.
Дети образуют три круга. Дети под музыку танцуют, музыка останавливается. Дети должны поднять шанырак над головой. Играем три раза.
1 р. – скачут на лошади.
2 р. – маршируют по кругу.
3 р. – идут по кругу, руки на верху.
Воспитатель: Отлично поиграли, а теперь пройдем на свои места.
Слышен стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость. Заходит мальчик, лицо у него грустное.
Мальчик: Сәлеметсізбе, балалар!
Дети: Сәлеметсізбе
Мальчик: Менін атым – Ер Тостик. Я герой казахской народной сказки. А вы – кто?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ер-Тостик, почему ты такой грустный?
Ер –Тостик: Мне скучно, я совсем один, у меня нет друзей.
Воспитатель: Ребята, мы поможем Ер – Тостику? Я надеюсь, что ты подружишься с ребятами и тебе станет весело. Присаживайся к ребятам. Ребята, что можно сделать чтобы поднять настроение?
Дети: Улыбнуться, поиграть, подарить подарок, сказать добрые дела.
Воспитатель: Какие?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, дружба это хорошо или плохо?
Дети отвечают, что хорошего в дружбе, а что бывает плохое в дружбе.
Воспитатель: О чем ты мечтаешь Ер – Тостик?
Ер – Тостик: Я хочу поскорее вернуться в свою сказку и встретиться с родителями. А вы знаете, ребята, как по – казахски будет?
Мама – ана
Папа - әке
Бабушка - әже
Дедушка – ата
Брат – аға
Семья – отбасы
Воспитатель: По традиции казахского народа, когда гость в доме, ему всегда дарят подарок. Ребята, что можно подарить в подарок?
Дети отвечают.
Воспитатель: Мы тебе, Ер – Тостик, подарим свои рисунки.
Дети выполняют рисование фломастером упражнение «Дорисуй рисунок». По окончании дарят свои работы Ер – Тостику и встают в полукруг.
Ер – Тостик: Спасибо, ребята! Мне очень понравились рисунки. Я увидел, что вы очень дружные.