Полиязычие – основа формирования поликультурной личности. Полиязычное образование – это целенаправленный, организуемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» различных культур
человечества.
Целью процесса формирования полиязычной личности является передача подрастающему поколению богатства языка и культуры родного народа, опыт жизни, традиции и духовно-нравственные ценности, обогащение культурой народов совместного проживания, приобщение к ценностям мировой культуры — синтезу лучших достижений культур различных народов, населяющих нашу планету.
Основной задачей при обучении детей языка является обогащение словаря и формирование правильных
произносительных навыков. Педагоги обеспечивают возможность повседневно заниматься речевой практикой с детьми в учебной и нерегламентированной деятельности.
Обучение языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.
Во время обучения детей полиязычию должны
быть поставлены задачи:
Образовательные:
- создать условия формирования изучения на трех языках (Дидактический материал, демонстрационный материал, раздаточный материал ит.д.)
Развивающие:
-развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности детей в старшем
дошкольном возрасте.
-создавать условия для развития памяти, навыков культуры общения на трех языках.
Воспитательные: -создавать атмосферу доброжелательности и комфортности.
- создать ситуацию успеха у ребенка.
Раннее обучение детей дошкольного возраста, а именно детей с 3 -5 лет, является правомерным, т.к. возможность
успешного овладения языками позволяет сохранить положительную мотивацию их обучения в дальнейшем. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база, приобретённая в дошкольном возрасте,
впоследствии помогает преодолеть страх к освоению иностранной речи, возникающей
у некоторых школьников. Таким образом, формируется основа для изучения языка в
школе на более высоком уровне.
При организации полиязычных занятий занятий необходимо учитыватьи возрастные особенности детей.
Осуществление образовательной деятельности происходит в групповой форме и с подгруппой детей, где
отрабатывается знание языков в диалогах, в играх и таким образом преодолевается языковой барьер.
Работа над изучением двух языков уже начинается с приема детей.
Воспитатель здоровается с детьми и с родителями, спрашивает, как у них дела. Дети по мере своих возможностей
отвечают тоже на английском или
казахском языках:
Хорошо – жақсы – good
В утренние часы приема можно играть с детьми в дидактические игры, проводить дежурство, играть в пальчиковые игры, рассматривать картины, проводить беседы по лексической теме с использованием
трехъязычия.
Например: словесная игра «Назови слово»: ведущий бросает одному из игроков мяч и называет слова на русском. Игрок должен поймать мяч и перевести слова на английский или казахский язык:
кошка – cat – мысық, собака – ит – dog,
мяч – доп – ball и т.д.
Если это слово новое для детей, тогда воспитатель переводит сам, а ребенок повторяет. Во второй половине дня или на прогулке мы играем в эту же игру, для закрепления, только ребенок переводит
слова самостоятельно.
Во время дежурства в уголке природы ребенок вытирает листья и называет слова на английском или казахском языке, например:
листок – sheet – жапырақ, вода – water –
су и т.д.
Накрывая на стол дежурный – ребенок называет предметы на трех языках:
ложка – spoon – қасық, стакан - кесе –
glass, тарелка – plate – тәрелке. Благодарит после еды на казахском или
английском языке.
Спасибо – рахмет – thankyou
В организованной учебной деятельности можно использовать физминутки, аудиоминутки, музыкальные физминутки на трех языках, также используются слова:
присели – crouched – отырды, встали –stаndup – тұрды, спасибо – рахмет – thankyou, хорошо – жақсы – good.
На прогулке во время наблюдения рассматривать наблюдаемый объект на трех языках, например:
солнце – күн – sun, небо – аспан – sky и т.д.
В оздоровительной работе элементы трехъязычия можно использовать в таких видах деятельности, как:
- гимнастика для глаз,
- подвижные игры на разные виды движения,
- игровой массаж,
- точечный массаж.
Например: гимнастика для глаз
«Лошадка»
Мы поскачем на лошадке (Прослеживание
глазами за предметом.)
Лошадка – жылқы - horse
Вправо-влево (вправо – оңға – солға, влево
– солға – totheleft)
Вверх-вниз. (Вверх – үстінен – top, вниз – төмен – down)
гимнастика для глаз «Геометрические
фигуры»
Дети получают задание:
- Из каких геометрических фигур состоит
коврик?
- Сколько треугольников? (квадратов,
кружков)
- Какие фигуры одинакового цвета? На какую
фигуру опустилась бабочка?
Бабочка – көбелек – moth, круг – шеңбер –
a circle, треугольник –үшбұрыш – triangle, квадрат – шаршы – sguere,
прямоугольник – тіктөртбұрыш - pryamougonik
Физминутка Игра «Буратино».
Буратино своим длинным носом рисует
солнышко, морковку, дерево
Солнышко – күн - sun, морковку- сәбіз –
carrot, дерево – ағаш – tree.
1) Мягкие круговые движения головой по
часовой стрелке. Затем против часовой стрелки (голова – бас - head)
2) Повороты головы в стороны, вверх, вниз
(вверх – үстінен – top, вниз – төмен – down)
3) Наклоны головы во время «рисования»
вправо, затем влево (вправо – оңға – солға, влево – солға – totheleft
Полиязычие можно использовать и в
сюжетно – ролевых играх, например: «Семья» называем членов семьи на трех
языках:
мама – ана – mother, папа – әке – dad,
брат – аға – brother, сестра – қарындас – sister и т.д.
На учебных занятиях можно использовать
картины с изображением слова, которое изучается на данный момент, цветные
флажки для изучения цвета.
Допустим: показываем детям красный
флажок и называем цвет на трех языках:
Красный – қызыл – reed, зеленый – жасыл
- green
Необходимо привлекать родителей к изучению
языков. Просить закрепить дома с детьми небольшие фразы, слова.
Анализируя знания полиязычных компонентов в течение всего учебного года воспитателю необходимо отслеживать динамику их развития (мониторинг).
В процессе работы по данному направлению с помощью игр и организованной учебной деятельности в игровой форме дети лучше запоминают новые слова и гораздо легче осваивают английский и
казахский языки!