КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ "ДОСТЫҚ" БАЛАБАҚШАСЫ КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ       ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ДОСТЫҚ" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ

Инстаграм

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Обобщение опыта о проделанной работе по освоению и внедрению ТРИЗ технологии в воспитательно – образовательном процессе

13.02.2018

На начало внедрения технологии ТРИЗ в своей работе поставила перед собой следующие задачи:

1) Изучить теоретические аспекты ТРИЗ.

2) Накопить практический материал:

а) создать картотеку игр и упражнений по теме:

б) собрать теоретический  материал по теме:

3) Провести анализ теоретического и практического материала. В ходе работы над темой мною были изучены методические  разработки. Особое  внимание уделила предложенным методам и приёмам, используемым в технологии ТРИЗ. Мною  была создана мини- картотека развивающих игр и  упражнений. Так как  педагогические технологии развития, обучения,  воспитания гарантируют результат, ориентируясь на зону ближайшего развития, строятся на научных  теориях ( ТРИЗ строится на проблемном обучении), имеют универсальные возможности, помогают получить максимально объективную оценку потенциала ребёнка и встроенный в процессе обучения контроль. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость,  подвижность. системность, диалектичность; с другой - поисковой активности,

стремления к новизне; исправлению речевых недостатков, развитию творческого воображения.

Цель внедрения ТРИЗ – технологии: – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателю инструмент по конкретному практическому привитию и развитию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Формировать у детей творческое мышление, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Для формирования и развития творческих способностей детей в группе изготовила и приобрела  подбор игр и упражнений ,направленные на развитие воображения, мышления, речи. Например: развивающая игра «Наш дом», «Контуры», «Что к чему?», «Панда - домино», «Ребятам о зверятах», «Часть и целое», «Камуфляж», «В море - океане», «Подзорная труба», «Волшебные очки», «Большой улов», «Это моя рыба», «Тренажер», «Спасатель».

Изготовила наглядные пособия: Картинки для составления логических рассказов, проведения бесед по картинкам (чувства, эмоции). Подготовила графические планы и схемы по темам: «Перелетные птицы»,  «Щука», «О своей семье»,  «Одежда», При составлении творческих рассказов опиралась на такие виды, как рассказ - описание по темам: «Игрушки»,  «Обувь» ; составление рассказов по графическому плану по темам: «Грибы», «Осень», «Зимующие птицы», «Мой любимый фрукт», «Чудесная лестница», «Тантамарезки » (животные). Помогла понять детям обозначения для построения моделей по приему ТРИЗ (Маленькие человечки твердых тел, жидких тел, газообразные.).

Подготовила  картотеку словесных игр с описанием. Например: «Фантастические гипотезы».

Цель: Развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если … (город умел летать, часы шли наоборот и т.д.) .

«Сложные ситуации».

Цель: Учить искать способы решения проблемных ситуаций с помощью приема «Мозговой штурм». Я предлагаю детям подискутировать по следующим вопросам: Из какого материала муравьи могут построить кораблик, чтобы переплыть речку? Дети обдумывают варианты ответа и защищают их. Необходимым условием считаю использование дидактических игр во время занятий на формирование системного мышления. Игры – ТРИЗ , применяемые мной на занятиях по экологии, так же активно  использую, как и игры для работы с картиной и играми для обучения детей приёмам фантазирования на занятиях по развитию речи. За время внедрения и применения ТРИЗ технологии, заметила, что дети научились выделять у объектов признаки, воспринимать и узнавать схематическое

изображение предметов, признаков, действия; учатся сравнивать объект с признаком другого объекта. У детей формируются основы системного мышления, которые позволяют дать ребёнку более широкое и глубокое представление об объектах природного мира. Дети учатся при помощи модели (какой – другой такой

же; что делает - что делает также), составлять загадки. Для рассматривания картин дети используют подзорную трубу( для нахождения объектов). Также дети учатся объединять объекты, при помощи волшебника (Объединяя, при помощи волшебных очков учатся выделять объекты по признакам формы и цвета.) Для вхождения в картину и наиболее полного ее рассматривания, мы с детьми используем гномиков (слушаю, нюхаю, трогаю, ощущаю, смотрю) ,но для детей  это ещё пока сложно - усвоить действия с гномиками .Поэтому я продолжаю работу по использованию этого приема. В свободное время читаем и моделируем сказки, пробуем решать проблемные ситуации героев сказок. Дети с помощью воспитателя научились анализировать и зарисовывать стихи в схематичном порядке и потом заучивать их. Учатся составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок. Во время прогулок и экскурсий и опытно - экспериментальной деятельности, дети при помощи воспитателя научились составлять и считывать схемы- алгоритмы по проведённому эксперименту или наблюдению. У детей развивается речь, формируется творческое мышление, умение анализировать и обобщать. Я  продолжаю использовать,  технологию ТРИЗ во всех видах деятельности с детьми. Ведь такой подход ведёт к формированию смысла представляемой информации, её расширению и осмыслению, загрузки памяти.

За время внедрения ТРИЗ – технологии в детском саду я: участвовала в городском методическом объединении зам.директоров и методистов  школ – садов и дошкольных учреждений 2014 - 2015 год. Тема выступления: «Пособия, дидактический материал, настольные игры, используемые с детьми по внедрению технологии ТРИЗ».

 -Принимала участие в  семинаре городского методического объединения для воспитателей старших групп дошкольных учреждений 2015 год . Тема: Выставка «Все о ТРИЗе».  - Участвовала в практической части областного Круглого стола для воспитателей  экспериментальных площадок Филиала АО «НЦПК» «Өрлеу» «Института

повышения квалификации» педагогических работников Акмолинской области. Предварительно

провела для слушателей курсов занятие с использованием приемов ТРИЗ «Волшебный колобок»

- Провела занятие «В гости к весне» (для слушателей курсов обл.ИПК).

- Занятие «Птица счастья». для воспитателей нашего сада к педсовету.

- Интегрированное занятие по математике и развитию речи «В поисках сюрприза». (годовое итоговое занятие)

 К педсовету подготовила и провела Мастер-класс по технологии ТРИЗ

Тема:»Использование инновационных подходов к обучению и воспитанию с учетом возрастных особенностей»

- Подготовила  игры и игровые упражнения по технологии ТРИЗ на воображение и мышление. (брошюра)

- Выпустила статью «Игра как способ активного моделирования содержания образовательной деятельности» (Использование технологии ТРИЗ  в ДОУ). В своей работе опиралась на методические рекомендации автора

книги по ТРИЗ - технологии Гин С.И.  

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 352


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст