В последнее время специалисты педиатры, неврологи, логопеды обеспокоены ростом речевых патологий у детей дошкольного возраста. На свет появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Почему это происходит? Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Все беды современного мира – экономические катаклизмы, неудовлетворительное качество природной среды – своей разрушительной силой направлены, в первую очередь, на детей, как наименее защищенную часть населения. Причины следует искать и в том, что беременность будущих мам, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений, которые также могут привести к серьезным речевым и умственным патологиям.
Что бы помочь ребенку, вырастить его талантливым, уверенным в своих силах, необходимо заниматься с ним с самого рождения.
В нашем детском саду в логопедической группе №9 «Капелька», нами воспитателями была поставлена задача развивать физические и умственные способности этих детей, с помощью музыки и танцев.
Известно, что все дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении. Дети с нарушением речи с огромным удовольствием занимаются пением и ритмикой. Конечно, такие дети дольше осваивают движения, испытывают трудности в точности и согласованности действий, воспроизведении заданного ритма. Но они получают удовольствие от движений, от соединения музыки
с пластикой своего тела и жестами. К тому же занятия ритмикой дают возможность коррекции многих двигательных отклонений. Все занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей детей и в тесном контакте всех специалистов (воспитателей, учителей-логопедов, дефектолога, инструктора по физической культуре, музыкального работника, хореографа, психолога и медицинских сестер).
Главное, на что нацелены упражнения - это приобщение к движению под музыку всех детей: не только способных в двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым необходима помощь в
обретении чувства уверенности в своих силах. Это делается путем подбора такого танцевального материала для ребенка, в котором проявятся скрытые возможности танцора, слабые стороны будут завуалированы. Занятия для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение – двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. Занимаясь ритмикой, ребенок включается в процесс занятия и забывает о своих недостатках. И неважно,
кто из детей выполняет движение лучше, а кто хуже, главное – общее «заражение» танцем, снятие психоэмоционального напряжения. И пусть наши дети двигаются, говорят, играют не так четко и ритмично, как под силу любому здоровому ребенку, но они танцуют и поют, получают от этого
удовольствие, дарят радость окружающим, верят в себя.
На наших комплексных занятиях применяем такие технологии как: логоритмика, сказкотерапия, игровой стрейтчинг, игро-танцы, игровой самомассаж, используем пальчиковую гимнастику (двумя руками) с изображениями животных, но самую большую радость испытывают дети, когда одевают,
красочные костюмы или маски и перевоплощаются в сказочных героев.
Результатом нашей работы, явились такие театрально-хореографические постановки, как: «Муха-Цокатуха», «Гуси-лебеди», «Три брата и красавица Айсулу». Сколько эмоций, удовольствия, непередаваемой радости дети получили от этого представления!
Приходили смотреть их и сотрудники детского сада, которые смотрели и не узнавали детей: всегда молчаливые и незаметные, они грациозно танцевали, эмоционально передавали образы своих героев и были горды своим трудом ичувством радости от общения с искусством и творчеством! Самое главное – не столько результат деятельности, отточенность движений в танце, сколько сам процесс движения, доставляющий радость ребенку. А кроме того у детей есть возможность показать свои достижения.
Уважаемые педагоги и родители!!! Танцуйте с ребенком, когда он проснулся, когда вы гуляете, слушаете музыку. Танцуйте плавно и ритмично, не делая резких движений. Пусть музыка будет разной - нежный вальс, бодрый марш или веселая полька. Со временем ребенок сам захочет участвовать в создании ритмичного рисунка. Даже, если ваш ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать?!), развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движение своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и четкость речи. Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать
второго Моцарта, согласитесь, что в каждом ребенке совсем неплохо развивать музыкальные и танцевальные способности. Установлено, что дети, занимающиеся музыкой и танцами, не редко опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Такие дети лучше воспринимают информацию и концентрируют внимание.